Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

Упражнения в прекрасном.

А звёзды падали, падали, падали...

↓ ↑ ⇑
22:20 

Страшно открывать глаза.
Есть, например, у тебя убеждение, ты живёшь с ним много лет, но в один прекрасный день оказывается, что оно не просто иллюзорно - ты делаешь вид, что имеешь его, чтобы скрыть свой собственный страх.
Конечно, ты понятия не имеешь об этом страхе, ты же и правда искренне считаешь, что так считаешь; но если при мысли о чём-то у тебя вдруг куда-то проваливается сердце, значит, ты случайно попал в корень проблемы.

Мне страшно признавать, что я имею определенное отношение к православию как религии; что не менее, чем в Коломенское, я стремлюсь в Москве в Сретенский монастырь; что давно уже я посещаю богослужения не просто как сторонний наблюдатель.
Страшно, потому что осудят, не примут, станут шутить про "православие головного мозга".
Страшно, потому что я не могу ничего обещать.

Пустота - её тоже боишься.
А вдруг ты так и не сумеешь её ничем заполнить?
Вдруг ты откажешься от всего, что тебе дорого, и останешься жить с тем, что этого больше нет?
Пусть даже ты не будешь эмоционально переживать потерю - сосуществовать с пустотой специфично.
Конца и края ей нет.

Много нюансов.
Строгости ещё больше.
Выплывем.

@темы: тяпкой в душу, в зеркале моих восприятий

00:37 

Орган словно палка о двух концах, граница между которыми очень тонкая.
Он органично звучит в соборах, но воздействие, им оказываемое, слишком зависит и от исполнителя, и от произведения.
Тем радостнее прийти на концерт в филармонию и обнаружить, что всё словно бы взлетает ввысь.

Может быть, дело в том, что сидишь на хорах, а не внизу в зале; может быть, в том, что орган непривычно близко.
Но кажется, будто исполнителю удаётся балансировать на той самой очень тонкой грани, что бы он ни исполнял.
Поражают Бах и - внезапно - Мендельсон.
Радует, что многие произведения небесные-небесные.
И, вроде, концерт длится два часа, а ты бы слушал и слушал...

@темы: в зеркале моих восприятий, музыкальная шкатулка

00:14 

Опоры внутри самого себя, кажется, не может существовать.
В общем, не запрещено тщательно и усердно пытаться её выстроить / обнаружить - но все подобного рода попытки обречены на крах.
Вне зависимости от того, что ты осознаешь / не осознаешь, опора создается (высветляется) духовными влияниями.
Т.е. обязательным фактором является их наличие.

При отсутствии необходимых духовных влияний ты будешь падать снова и снова, постепенно теряя всякую надежду на то, что когда-нибудь поднимешься.
Кажется (когда падать уже как будто некуда, например), можно бы не упорствовать и просто выйти навстречу т.н. духовным влияниям.
Но одного желания того, чтобы духовные влияния были в твоей жизни, недостаточно.
Во-первых. Т.е. нужно бы знать, где, что и зачем искать.
А во-вторых, необходимо, чтобы они были одного порядка.
В противном случае, они начнут тебя разрывать, что само по себе не хорошо.



@темы: в зеркале моих восприятий

13:57 

Каждый раз, приходя к стоматологу лечить свои 6 кариесов, я спрашиваю себя: "Ну что, куда ещё хуже?"
Всякий раз находится, куда.
Мне страшно от этой непререкаемой уверенности, от этого "ты думаешь, некуда, но мы покажем!"

Бесполезно убеждать себя не плакать, рассказывать, что удалить нерв - это просто...
Это не просто.
Это драма внутри тебя самого.
От неё не укрыться, её не оправдать.
Она живёт "здесь и сейчас".

А нужно, чтобы не жила.
Нужно находить в себе силы идти к врачу снова и снова.
Зная, что "всякий раз находится, куда" и что этот закон непреложный...
По крайней мере, до тех пор, пока ты всякий раз надеешься на то, что будет по-другому.
(Пока надеешься, ни за что не будет).

... Но как бы там ни было, не стоит связываться с Лидокаином.
У меня нет рационального объяснения того, почему это так.
То, что он не выветривается за 8 часов прогулки на следующий день у Финского, кажется, меньшая из бед.
Без большей тут не обходится - по крайней мере, если ты слишком здешний.

@темы: а - так, в зеркале моих восприятий, тяпкой в душу

23:08 

Несколько дней назад на Неве тронулся лёд, и у птиц появился транспорт.
Чайки и вороны теперь опускаются на льдины, и несутся вместе с ними, "выходя" там, где сочтут нужным.
Льдины же уходят вникуда, хоть и кажется, что куда-то, временами сталкиваясь друг с другом и шипя.



Финский всё ещё скован льдом, тающим слой за слоем.
При большом желании по такому льду можно ходить (но зачем?), но мне больше нравится бродить босиком по песку и - местами - по снегу.
Есть что-то сюрное в этом, ведь ты в пуховике и в двух штанах; но однако же так оно уместно.


@темы: а - так, в объективе, мир на сетчатке глаза, в зеркале моих восприятий

13:56 

Боль в том, что ты вынужден выбирать путь, который тебе не нравится.
В этом выборе нет даже иллюзии свободы, потому что... отсутствуют другие варианты?
Не потому что их реально нет - потому что выбрать их для тебя сейчас аморально.
Есть вещи, которые лучше бы не видеть; если жизнь для тебя складывается таким образом, что ты их видишь, нет у тебя никаких вариантов.

Боль в том, что с немалой долей вероятности ты ошибаешься.
А т.к. при подобного рода выборах пути назад не предусмотрено, последствия в лучшем случае окажутся болезненными.
(Они, в общем-то, и давно уже такие).
Но с нной стороны, выбираешь ты что угодно, только не путь.
И если откинуть в сторону все мимопроходящие иллюзии, окажется, что вопрос в корне своём про честность с самим собой, с другими, с окружающим.
С этой иллюзией понимания как будто всё же полегче.

@темы: в зеркале моих восприятий, тяпкой в душу

12:45 

"Чжуан-цзы сказал ему: "Ваши вопросы, почтенный, совершенно не касались существа дела. У вас не было необходимости спрашивать о местопребывании Дао, ибо Дао не отделено от вещей.
Дао неслышимо, а если мы что-то слышим, значит, это не Дао, Дао незримо, а если мы что-то видим, значит, это не Дао. О Дао нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят, значит, это не Дао. Кто постиг Бесформенное, которое даёт формы формам, тот знает, что Дао нельзя дать имя.
Отвечать на вопрос о Дао - значит, не знать Дао. А спрашивающий о Дао никогда не слышал о нем. О Дао нечего спрашивать, а спросишь о нём - не получишь ответа. Вопрошать о недоступном вопрошанию - значит, спрашивать впустую. Отвечать там, где не может быть ответа, - значит, потерять внутреннее. Тот, кто утратил внутреннее и спрашивает впустую, вокруг себя не видит Вселенной, а внутри себя не замечает Великое Начало. Поэтому он никогда не поднимется выше гор Кунь-Лунь и не сможет странствовать в Великой Пустоте"" (с).

@темы: чужими словами

23:45 

Всё сводится к тому, что у меня почти нет слов, и к тому, что я не хочу, чтобы они были.
Это не хорошо и не плохо, ибо там, где пустота, не может быть оценок.
Это... никак; ничем не окрашено; нейтрально?

Из пустоты лучше видно помыслы и страсти; потенциально из неё даже может выдернуть - на несколько мгновений - высоко-высоко, туда, куда недостают земные горы.
Но жизнь из неё представляется иллюзией; и, в общем-то, непонятно, в чём она состоит.
Как будто нельзя быть деятельно живым.
Не потому что деятельность зачастую пуста, но выдаёт себя за исполненную смысла, но потому что там, где есть деятельность, есть "ты". А тебя-то как раз быть и не должно.
Сейчас - потому что ты грубый и низменный; потом (?) - потому что нет такой категории, как эго, там, куда ты стремишься.

Мне кажется, чем-то это напоминает обоняние крота :)
Чтобы получить информацию о запахе, он выдыхает пузырёк воздуха. Этот пузырёк, сталкиваясь с облаком, которое имеет запах, начинает пахнуть так же, после чего возвращается к кроту. Тот его заглатывает и по вкусу понимает, с чем имеет дело. По сути, пузырёк остаётся пузырьком, но может стать лакмусовой бумажкой для какого угодно запаха.

Вот и ты - словно надеваешь разные одежды, чтобы явить их миру в их облике.
Добавишь частичку себя - явишь себя, не их.
Откажешься от себя - не наденешь.
Как будто нет выхода, кроме пустоты внутри?..

@темы: под знаком вопроса, в зеркале моих восприятий

19:09 

Всё очень непросто - и просто в тот же самый миг.
"Роза мира" настолько близка мне, что почти страшно.
Ведь не будешь же спорить с тем, кого любишь, особенно в сердце, правда?..
Но рассудочно-то понимаешь, что нельзя так, потому что объективно есть, о чём поразмышлять.
Однако не будешь же, не будешь?..

В Питере солнце - и от этого очень много радости.
Той радости, что бывает в горах почти всегда.
В сущности, ведь неважно, гроза ли, ветер ли, ясный ли солнечный день.
Ты там - и это уже неописуемо неохватно.
Такой... чистый дар от Мироздания.
За который ты можешь только благодарить.

И в городе - белым-бело у Невы, лучи скачут по всему, что доступно взору.
Невозможно не снять шапку, не улыбнуться тем, кто загорает, и тем, кто расчищает прорубь.
Когда-нибудь и ты окунешься в неё - а пока звенит призывно в груди Семицветное с его ледяной, но такой тёплой водой.
Тихим светом приветствует любимая горка рядом.
И то ли ты здесь, то ли ты там...
Не отвечая, мостовая у Петропавловки переливается мириадой цветов.

@темы: сказка в дверь стучится, воспоминательное, в зеркале моих восприятий

21:07 

Бетховен, симфония №9.

Ничего не могу сказать про исполнение, потому что изумляет замысел.
С одной стороны, кажется, что мир сошёл с ума (потому что 4-я часть этой симфонии - совершенно безоговорочный прорыв, выход за рамки обусловленности, "беспредел", с моей точки зрения, всецело оправданный); с другой стороны - словно, напротив, вернулся к истокам. Чем ещё мог разрешиться этот конфликт, кроме как переходом на предельно иной уровень?.. Который - в то же самое время - исток если не всего, то многого.

Бетховен не Малер; он не очаровывает грезами о космических и внекосмических далях.
Он просто надевает запредельное на тебя как обруч.
А ты... совсем не ожидал?

Мне очень нравится голос как один из инструментов в симфонии.
Он перекраивает форму, да, но расширяет горизонт возможностей.
И конкретно в 9-й оказывается своего рода краеугольным камнем внутреннего храма произведения.
Кажется, что им сказано всё.
... Удивительно участвовать в такого рода событиях вживую.

@темы: музыкальная шкатулка, в зеркале моих восприятий

01:24 

"Но не можем же мы изменить своё подсознание!"
... Если бы кто-то спрашивал, можем или не можем.

Думая о том, как избавиться от помыслов, ты по-мышляешь.
С подсознанием (на уровне инстинктов и страстей) так же, только сложнее.
Совершенно бессмысленно видеть, насколько всё плохо, и причитать на тему того, что ничего не изменишь.
Возможно ли, невозможно - пойди и сделай.
Порассуждаешь постфактум.

@темы: в зеркале моих восприятий, тяпкой в душу

01:56 

Приветственное.

shanni, добро пожаловать!)


00:40 

Р. Киплинг был для меня долгое время автором сказки "Кошка, которая гуляет сама по себе".
Конечно, в сборнике находились и другие произведения; а много позже мы в школе читали и разбирали "Маугли"; но всё-таки, если Киплинг, то кошка.
В университете я узнала, что Киплинг писал и стихи.
Мы тогда зачитывались стихотворением "If", сравнивали между собой совершенно не сравнимые переводы, радовались)
Я не помню, какое стихотворение тогда меня тронуло больше, чем "If", - да, в сущности, это и не важно.

Весь этот пост про то, что сейчас меня поразила "Последняя песнь честного Томаса".
Она для меня с головы до хвоста про любимого персонажа из "Властелина колец" (правда, раскрывается он тут с иной стороны); однако как будто не в этом дело.
Вся баллада - простота, глубина и... душевное тепло?
Последнему, кажется, неоткуда тут взяться, но.
Балладу можно почитать, например, тут: www.knizhnyj-larek.ru/news/redyard-kipling-posl..., а If - здесь; только актуальнее и многограннее оно зачем-то становится (но именно в переводе М. Лозинского).

@темы: чужими словами, книжный червь, воспоминательное, в зеркале моих восприятий

01:28 

Есть два момента.

Первый. За иллюзией, как правило, скрывается реальность, и то, что нам представляется, условно говоря, ничего не значащим, в действительности обладает огромной силой.
За каждой промелькнувшей мыслью, чувством, телодвижением стоит некая недобрая сущность.
Если долго-долго не обращать на неё внимания (как бы отодвигать на задний план), надеясь на то, что таким образом ты её одолеешь (ты ведь не будешь делать то, что она говорит; ты сознательно будешь думать/чувствовать противоположное!), рано или поздно обнаружится жуткая картина: ты сам же сделал эту сущность для себя невидимой, и теперь она - внутри тебя - везде. По сути, каждый твой взгляд (каждое восприятие) ею пронизан.
И что же ты таким образом можешь воспринимать?.. Если каждое твоё восприятие сопровождается хором незримых гостей, которые, наверное же, и калечат объект твоего восприятия, т.к. исходят не извне, но из сердца.
... Только сделав незримое зримым, ты получаешь шанс что-то в таком раскладе поменять.

Второй. Memento mori. Как прожить хотя бы день, ни на секунду не забывая о собственной смерти? Не в смысле 'представь, что это твой последний день; как ты его проведёшь?..', а в смысле 'неотрывно смотри в глаза своей смерти; чувствуй её душой; поступай исходя из того, что ты чувствуешь'. Больше, чем искусство.

Второй момент - один из ключей к первому. Но он же и замок.
Как проплыть по реке смерти, не пристав ни к одному из её берегов?
Как низринуться аккурат в её пасть и при этом остаться невридимым?..
... Много вопросов.

@темы: в зеркале моих восприятий, под знаком вопроса

03:24 

"Правильность" означает, в первую очередь, то, что ты делаешь, что тебе говорят, никак внутри себя это "говорят" не оценивая. Это не значит, что тебе непременно не нравится то, что ты делаешь, - это значит, что ты категорически не умеешь увлекаться самостоятельно.

В 10-м классе я прочитала всего Достоевского, за исключением некоторых рассказов, некоторых очерков из "Дневника писателя", черновиков и писем.
Мне нравилось то, что он пишет; биографию Гроссмана я могла пересказывать больше часа и искренне негодовать на то, что слишком, слишком многое упускаю из-за недостатка времени; впоследствии я какое-то время занималась творчеством Достоевского в университете, радостно перелистывая на лекциях тома с письмами и черновиками.
И однако же... не посещай я тогда в шюфе десятиклассницей семинар по Достоевскому, я бы не стала его читать.
Там нам каждую неделю задавали новое произведение; периодически задание было весьма не просто выполнить, потому что в школе "Война и мир", а здесь "Подросток", в школе "Воскресение", на семинаре - "Братья Карамазовы"; но я была слишком правильной девочкой и откуда-то доставала недостающие часы :)

Я всё ещё не знаю, как преодолевается эта установка.
Почему настолько важно делать что бы то ни было не "в стол".
Как увлечься чем-то настолько, чтобы забыть обо всём остальном ради этого "чего-то"? И - шире - ради самого процесса?
Как осознать, что это "чего-то" и тем паче сам процесс имеют ценность не только для тебя лично?..

Это первый момент.
Второй про то, что очень ведь стыдно бывает за то, что так мало делаешь.
Ведь одно сплошное невежество там внутри! Ничего, совсем-то ничего не знаешь!..
Так наверстывал бы чрез пот и кровь!
... Я ещё раз хочу напомнить о том, что так оно не работает.
Всё, что просто заполняет пустующие ячейки, выветривается оттуда довольно скоро.
Неважно, насколько хорошо ты обосновываешь заполнение той или иной из пустот: покуда тебе в принципе нужно что-то обосновывать, ты стоишь на месте.

Любой материал, с которым ты имеешь дело, живой.
Покуда ты относишься к нему потребительски, ты и взаимодействуешь с продуктом потребления (который перестаёт существовать почти сразу после употребления).
Если ты вкладываешь тот или иной смысл во взаимодействие, ты взаимодействуешь с собой.
Если ты ничего от себя не вкладываешь, кроме благожелательного отношения, но и не относишься к материалу потребительски, тогда ты узнаешь что-то не о себе.
Чтобы последнее осуществилось, необходимо чистое сердце.
У тебя же в сердце слишком много зла, зачастую неосознанного и неконтролируемого.
Покуда оно так, ты опять же стоишь на месте.
... Ещё какие-то вопросы?

@темы: тяпкой в душу, под знаком вопроса, воспоминательное, в зеркале моих восприятий

00:44 

В Питере сегодня пасмурно, а на Финском творится волшебство.
Он сегодня весь про белый (вплоть до того, что не видишь, что фотографируешь: всё со всем сливается в глазах), про свет, про слиянность горизонтов и бесконечную дорогу вдаль. Про весну, которую отчётливо слышно несмотря ни на какие сугробы. Про настроения и неземные пейзажи.


Нельзя не идти вперёд (и тебе-то кажется, что идёшь прямо, а оборачиваешься - какое там; кружишь, петляешь); и не пойти потом вдоль берега; не прокладывать в обход чьим-то тропам свой собственный путь; и не брести чьими-то же дорогами; потому что в сущности не так важно, что ты выберешь.


Намного важнее то, что после заката тянет лечь где-нибудь прямо в снегу и уснуть; ведь раз солнце зашло - самое время; этакий... походный режим.
- Спи, - словно бы говорит. - Я заберу весь этот твой ад, а ты спи. Я буду охранять твой сон.
И будет же. И, может, даже заберёт.
Но сон - это не то, что я выбираю.


И ещё 5.

@темы: в зеркале моих восприятий, в объективе, мир на сетчатке глаза, сказка в дверь стучится

23:59 

Бывают события, перечёркивающие весь твой псевдоунылый настрой на корню.
На них попадаешь случайно, от них ничего для себя не ждёшь - и, однако же, мощи в них столько, что с первого же аккорда демоны, кружащие возле тебя и днём и ночью, разлетаются, словно по щелчку пальцев.
Беспрекословное утверждение радости и ликования в 1-й части, прогулка по небесам под аккомпанемент всё той же радости, но уже в сочетании с любовью, во 2-й; ясные детские голоса, тишина, сокровенность, чудо, райские поля, неуклонное движение вперёд - я не знаю, какие слова могли бы описать хотя бы частицу того, что открывается в 8-й симфонии Малера, когда слышишь её вживую.

Может быть, она "должна" звучать иначе (в записи она мне представлялась совсем другой), может быть, не такие чувства бы ей вызывать - как бы там ни было, она представляет собой уникальное явление.
И радостно оттого, что можно вот так просто с ним встретиться, оттого, что возвращаешься домой - а город прозрачный-прозрачный, как в новогоднюю ночь.
Мне казалось, такого восприятия уже не вернуть - но Малер творит чудеса.

@темы: сказка в дверь стучится, музыкальная шкатулка, в зеркале моих восприятий

02:48 

В какой-то момент ко мне приезжала мама, и мы гуляли по Неве.
Было очень холодно - который день подряд, - но временами выглядывало солнце, люди радовались, а снегоходы (?) мчс катались туда-сюда, оставляя после себя снежные вихри.


Поначалу мы просто побрели от Петропавловки в сторону Зимнего; я обещала, что мы дойдём до ледоходного канала и подумаем, разумно ли его переходить.
По пути мы попали в самое настоящее ледяное царство (в районе Дворцового моста Нева замёрзла особенно примечательно; кругом выступающие льдины разных размеров и форм; в этом царстве Снежной королевы хочется бродить бесконечно, но... не на глазах у мамы)) всё-таки вот_конкретно_там надёжности не ощущается), потом, конечно, перешли канал, и... я передумала и пошла прямо по нему, к мосту.


Это уже какая-то другая стихия.
Переступаешь по льдинам, а в ушах ветер, впереди бесконечная дорога в вечность, а кругом тишина и уединение.


... У моста, конечно, кое-что разрушается, потому что под ним устроили настоящий каток, и детишки радостно проносятся вперёд-назад, а ты стоишь и смотришь на эти нагромождения льдин. Они манят. Ты делаешь шаг, другой...
Я бы и вернулась, конечно, но мама сама за мной отправилась, хотя с самого начала идея ходить по Неве её пугала.

Под мостом.
Полюбовавшись с непривычного ракурса на Заячий остров, мы вышли из-под моста в очередное новое настроение и поднялись на берег у Адмиралтейства, так что-таки перешли реку)
Моё лицо и руки третий день подряд отказывались меня знать; налетевший откуда-то ветер поддавал жару - а я, наконец, смогла выдохнуть. В груди образовался простор; казалось, будто день я провела где-то в глуши и вот вернулась.


По Неве страшновато бродить даже в морозы: что-то таится в ней жутковатое; что-то, что может затянуть в пучину в любой момент, по какой бы безопасной тропке ты ни перемещался.
Но делая новые и новые шаги наперекор собственному страху, двигаясь навстречу ветру, который не стесняется дуть аккурат в лицо, будучи внутри себя тихим-тихим - ты получаешь возможность что-то перещёлкнуть.
Разъединённость уходит, ты смотришь в глаза тому, что физически под тобой, и никак его не оцениваешь.
И оно никак тебя не оценивает.
И из этой не_оценки в твоём внутри рождается смешной ледяной вихрь.
На какой-то миг ты оказываешься свободным, чтобы потом опять нырнуть во всеобщую обусловленность.

У соседнего моста.
И ещё 4!

@темы: мир на сетчатке глаза, воспоминательное, в объективе, в зеркале моих восприятий

03:28 

Есть два пути.
Один трудный, но в меру, близкий, частью знакомый; представляющийся светлым и добрым.
Чтобы им пойти, нужно дать совершиться переменам, которым совершиться пора.
Тем самым, ты многое потеряешь, но это неизбежно.

Другой невыносимый, жестокий, не близкий, к нему много вопросов.
Один из основных: почему ты должен добровольно, раз от раза приманивать к себе зло? Формально ты его, конечно, не приманиваешь, но реально работает оно именно так.
На этом пути ты потеряешь всё - это очевидно.
Здесь не предусмотрено оправданий, жалоб, да, в общем, и вопросов.
На него можно жизнь положить - и так никуда и не сдвинуться. Ведь, чтобы сдвинуться на нём, нужно сотворить себя самого.
Это всё жутко, опасно, с какой-то ступени - без права на ошибку.

Почему же ты не можешь не пойти вторым путём?
Почему у тебя как будто снова сущностно нет выбора?..
Ты можешь отправиться другой дорогой, но не можешь этого себе позволить.
... У меня есть ответы на все "почему", озвученные в этом посте.
В этом и сложность.

@темы: а - так, в зеркале моих восприятий

00:45 

В последнее время я много читаю про традиционные символы.
Люблю этим заниматься, потому что таким образом не просто радикально меняется взгляд на мир, но и происходит укоренение в оном.
То, что ты никак не мог связать между собой, оказывается чем-то единым. Физическая реальность связывается с нефизической, и при этом не ощущается давления.
Тебе дают какую-то базовую информацию, а дальше ты волен делать с ней, что посчитаешь нужным.
Можешь углублять понимание, можешь радостно искать символы во всём, что тебя окружает, можешь с изумлением смотреть в вечность, завесу над которой для тебя приоткрыли, и осознавать неисчерпаемость традиционной символики.

... "Кольцо нибелунга" Вагнера вырастает из сочетания символов.
Плавно перетекая один в другой, они образуют нечто единое, прекрасное и многогранное.
Музыка, текст, неземные декорации и сам факт того, что опера идёт 4 дня подряд (зачастую по 5 часов), вовлекают зрителя в это мифологическое пространство с головой.
Вовлечение это настолько глубоко, что время перестаёт ощущаться.
Разве же ты мог просидеть в Мариинке 5 с лишним часов в субботу и 6 в воскресенье?..
Это даже помыслить абсурдно!
А однако же.

Поначалу мне было интересно, с чего всё начнётся и к чему придёт.
Но у этой истории нет ни начала, ни конца.
Тут всё постоянно куда-то обрывается и откуда-то вдруг начинает проявляться.
Это, скорее, одновременность - если уместно говорить про время там, где его - в привычном смысле - нет.

Кажется, постоянно в опере присутствуют только мотивы кольца, рока и любви.
Благодаря им что-то как будто разворачивается (и сворачивается обратно), но так ли важно, что именно?..
Можно, наверное, например, считать, что всё зло от проклятого кольца. Но ещё прежде (как впоследствии оказывается) Вотан делает себе из Мирового древа копьё - и Мировое древо засыхает.
Так точно ли все беды от кольца - или оно просто выступает орудием судьбы, эту самую судьбу попутно уничтожая?..

Здесь нет однозначности. Образы и образы, поступки и поступки.
Причина держит за хвост следствие. Но разглядеть, какая причина с каким следствием сцеплена, не так и просто, потому что связи нелинейны.
В ход событий можно вмешиваться, можно не вмешиваться; всё равно произойдёт то, что предопределено цепью причин.
Так что же важно?..

В этой постановке много запоминающихся сцен, ярких образов.
Альбрех, превращающийся в дракона; мотивы Фрейи и великанов; сцена, в которой Зигфрид куёт меч; встреча Зигфрида с Брунгильдой; мойры, прядущие нить, которая обрывается; сын Альбреха, плетущий свою паутину; погребальный ковчег; практически все декорации в сочетании с меняющимся светом / цветом.
Сцен и образов ненавязчивых, неоглушающих, однако прорастающих внутри.
Прорастая, они собирают вокруг себя всё больше и больше смыслов.
Их можно замечать, можно не замечать.
Однако, как и кольцо, которое, конечно, вернулось в Рейн, но в новой форме, так и эти смыслы, так или иначе тобой воспринятые, вернутся к истоку не теми же, какими были.
Да и ты будешь смотреть на мир после оперы не совсем так, как до неё.
Здорово, что есть такая возможность.

@темы: книжный червь, музыкальная шкатулка, в зеркале моих восприятий

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100