Почему женщины-знаменитости не пишут романов?
Если Шон Пенн и Джеймс Франко делают это, почему не могут Риз Уизерспун и Констанс Ву?
Автор: Кэти Хершбергер
Недавно один известный автор опубликовал продолжение своего романа, подробно рассматривающего самые темные стороны американской культуры. Я имею в виду, конечно, «Боб Хани поет Джимми Крэк Корн» (Bob Honey Sings Jimmy Crack Corn) Шона Пенна, продолжающий его дебютный роман «Боб Хани, который просто делает всякое» (Bob Honey Who Just Do Stuff).
Первый Боб Хани был забракован почти всеми критиками в прошлом году, и новый вариант не лучше: что-то среднее между детским лепетом и пьяным бредом с огромным количеством аллитераций: «Католическая катагония заключила в тюрьму оправдательный экстаз бедной Анни, оставив следователей петь псалмы». Текст снабжен сносками, объясняющими бестолковый военный сленг, и ссылками на Уильяма Голдинга , убеждающими нас в том, что Пенн понимает это, но не марающими фактический текст хоть чем-то, напоминающим ясность. Но эй, Салман Рушди сказал, что его было «забавно читать», а Пол Теру назвал его «комическим, кошмаристым, бурлящим жизнью». Такие мастодонты литературы не могли обмануть нас, ведь правда же?
Пенн не единственная знаменитость пишущая художественную прозу. В июне вышел сборник коротких рассказов создателя «Коня БоДжека» Рафаэля Боб-Ваксберга, а рэпер Logic, номинированный на Грэмми, выпустил в марте психологический триллер «Супермаркет» под своим настоящим именем Бобби Холл. В прошлом году были опубликованы романы Дэвида Духовны и Майкла Империоли, а в 2017 году сборник рассказов Тома Хэнкса приняли почти так же тепло, как и самого Тома Хэнкса. Еще немного раньше появились работы Джеймся Франко , Б. Дж. Новака, Джесси Айзенберга и Итана Хоука. Но за последние несколько лет все эти мастера слова из творческой элиты были мужского пола. А где же романы и рассказы знаменитых женщин?
Было множество звезд обоего пола, проникших в издательский мир, чтобы дать новое звучание своему имени, заявить о своей интеллектуальности, или – более великодушно – переосмыслить свое творчество, правда, в основном они писали нехудожественную или детскую литературу. И хотя было несколько исключений ( Эмбер Тэмблин , Кристен Риттер и Молли Рингвальд написали романы), но по моим подсчетам 40 известных мужчин (в основном деятели кино и телевидения, а также музыканты, спортивные звезды и политики) издали взрослые художественные книги за последние два десятилетия. И всего 19 женщин сделали то же самое. Стоит отметить, что почти все эти авторы белые, а единственная цветная женщина – Николь Ричи .
В сегодняшнем мире известные женщины рекомендуют художественную литературу, а не пишут ее. Члены феминистского книжного клуба Эммы Уотсон «Наша общая полка» обсуждают раз в два месяца на Goodreads таких авторов, как Тони Моррисон и Маргарет Этвуд . Книжный клуб и независимый книжный магазин Эммы Робертс «Беллетрист» каждый месяц предлагает новые заголовки в социальных сетях. Клуб «Книга месяца» имеет большой список знаменитых приглашенных судей в основном женского пола, в том числе Габриэль Юнион и Констанс Ву. Сара Джессика Паркер руководит одноименным лейблом в Random House. И Риз Уизерспун, приняв эстафету от своей подруги Опры, примадонны книжных рекомендаций, выбирает одну книгу в месяц для продвижения, которая затем получает значок «Книжного клуба Риз». Это означает, что имена Риз и Опры встречаются на обложках романов, но не в строке авторства.
Во всех этих случаях знаменитости женского пола могут считаться лишь читателями, а не писателями, потребителями, а не создателями. Женщины занимают нишу, в которую были помещены исторически: поддержка и поощрение, а не соревнование. Знаменитые женщины явно ведут литературную жизнь. Так почему же они не являются автором книг? Быть может, нам следует обратить внимание на книжную индустрию, хотя мне трудно поверить, что издатели отказались бы, скажем, от лирических рассказов Дженнифер Лоуренс о психических заболеваниях, потому что они уже были выпущены под именем Пита Вентца (что реально). Возможно, знаменитости-женщины и не пишут художественной литературы, хотя тот факт, что у нас еще нет романов сценаристок Греты Гервиг и Шонды Раймс, все-таки обескураживает. Может быть, женщины в Голливуде все еще борются для начала за равную оплату и расширение творческого пространства в своей отрасли как писатели, режиссеры и продюсеры. А может, знаменитости мужского пола просто менее скромны – или менее адекватно оценивают себя – в своих прожектах и приучены серьезнее относиться к своему творчеству. Хотя мне интересно, что насчет рисков. Ведь у мужчин другие ставки во всех областях, включая искусство. Мужчины могут отказаться от своей диеты и превратиться в папика. Они могут сняться в провальном проекте, а потом получить ведущую роль в новом фильме. Они могут написать бессмысленные строки типа «Собаки бурлящей тоски доставляют их сюда, в эти питомники реанимации, пока не заблудятся», и их популярность при этом не померкнет. Женщины не могут позволить себе подобной роскоши. Как только они демонстрируют уязвимость, честность, честолюбие или, не дай Бог, заурядность, им тотчас же выносится общественное порицание. И все-таки мне бы очень хотелось увидеть короткую прозу Сандры О или семейную драму Натали Портман – по крайней мере, раньше неминуемого романа воспитания от Джона Красински.

@темы: книги рецензии - только лучшее