Как я медитировать училась. Випассана и жёсткие медитативные практики глазами психолога. часть 1
Злой Психолог·три часа назад
Випассана – это одна из техник медитации, с уклоном в буддизм. В начале августа я поехала обучаться ей в медитационный центр в Подмосковье.

Это был такой ретрит, курс, обучающий медитации за 10 дней. Фактически за 12 – включая организационный нулевой день и последний, 11й.

Медитация – это в первую очередь религиозная практика. И многие оказавшиеся на курсе ожидали чудес. Сама по себе конечная цель Випассаны такая, очень буддистская. Достижение высшего счастья, духовного освобождения, полное исцеление человеческих страданий. То, что и называется просветлением в итоге.

Я ехала на этот курс, не ожидая чудес) Я человек науки, и мне трудно принимать всерьёз такие обещания. Кроме того, я ничего не читала о курсе и о технике, чтобы составить своё собственное представление.

Чего я ожидала? Погружения в атмосферу, обучения непосредственно медитации, а ещё, все новые студенты в начале курса принимают несколько обетов:

Воздерживаться от убийства живых существ, воровства, всех видов сексуальной активности (сразу по приезду мужчин и женщин разделяют, мы пересекались только в залах для медитаций и то он делился на две половины), от лжи и принятия интоксикантов (алкоголя и наркотиков).

Особенно интересным для меня был обет молчания, благородной тишины. 9 дней молчания, где ещё вы можете себе такое позволить?

Итак, вы прибываете туда, даёте эти нехитрые обеты. Дальше ваша жизнь течёт по жёсткому, одинаковому во всем мире расписанию. С одной стороны, ограничения пугали меня, а с другой, ради них я туда и поехала. Есть такое понятие, аскеза. Оно религиозное, и используется для усмирения духа. Вы поняли, я не религиозна, я вижу в аскезе практическую пользу больше, чем духовную. Дело в том, что у современных людей всего в избытке, мы перестимулированы информацией, вкусами, шумом, событиями, потом людей вокруг.

Сравните: гамбургер из макдака, каждый день. Его можно получить за 5, максимум 10 минут. Или домашний, и все ингредиенты качественные, дорогие, с насыщенным вкусом, своим, а не пересоленные и напитанные дешевым жиром. Всё нужно купить, подготовить, нарезать.

То же и с информацией, то же и с людьми. Качество против количества.

Также меня интересовал ощутимый, вполне себе научно обоснованный эффект от медитации. Есть иссследования, и их количество растёт, что медитация способствует снижению тревожных расстройств, депрессивных расстройств, улучшению навыка концентрации, способности к эмоциональной и волевой саморегуляции.

Здесь вы медитируете 9 с половиной часов ежедневно. Это жёстко. Правда.

Подъём в 4 утра, полчаса на умывания, и два часа медитации. Завтрак, отдых и три часа медитации. Обед, отдых, четыре часа медитации. Перерыв на чай и снова два часа медитации плюс перерыв на часовую лекцию. И так каждый день.

Что с психологической точки зрения представляет собой Випассана?

Это депривация, то есть лишение привычных обстоятельств, невозможность удовлетворять базовые потребности человека.

• Это сенсорная депривация – депривация ощущений. В обычной жизни мы касаемся других людей, пожимаем руки, обнимаемся, целуемся, занимаемся сексом. Вы можете не замечать этого, но если лишить человека тактильных контактов, он начнет испытывать тревогу и может не понимать сам, от чего.

• Это социальная депривация. Мало того, что вы лишаетесь привычных контактов, с близкими и родными, так и с новыми вам запрещено обмениваться даже взглядами, не говоря о разговорах даже.

• Это депривация сна. Что ни говори, а 6 часов – это недостаточно, особенно в новых, стрессовых условиях. Внешне, Випассана – это покой, а на деле серьёзный стресс для организма.

• Это эмоциональная депривация. Мы нуждаемся в эмоциях других людей. И в позитивных, и негативных. В обычной жизни, даже если вы не очень социальны, вы восполните этот дефицит из сериалов, книг, юмористических пабликов. На ретрите вы начинаете закапываться в своих эмоциях, и если бы такое происходило в обычной жизни, вы бы легко впали в депрессию.

• И двигательная депривация. Мало кто знает, что у нас наряду с потребностями поесть и поспать есть потребность в движении. Она базовая. Помимо всех обетов, которые вы даёте в начале ретрита, вы также получаете рекомендацию избегать физических нагрузок и упражнений, йоги или бега. Впрочем, даже без этого 9,5 часов неподвижного сидения – это жесточайшая депривация.

По вечерам около учителя организовывалась толпа вопрошающих, и я стала оставаться слушать, какие вопросы они задают.

Большая часть вопросов касалась разных проявлений стресса. Студенты описывали предэпилептические состояния, панические атаки, состояния деперсонализации и дереализации.

Это всё – следствие депривации, стресса и тревоги, сугубо физиологические, относительно нормальные реакции, однако люди были испуганы, некоторым казалось, что это какой-то мистический опыт. Индус, терпеливо всех выслушивал, говорил, что это всё загрязнения, которые выходят и повторял «просто продолжайте концентрироваться на дыхании».

Одна женщина рассказывала, что во время медитации услышала сильный запах гари. Виджай спросил: «Кто-то горел?» Она отрицательно покачала головой. – «Тогда просто продолжайте медитировать».

Не удивительно, такие практики привлекают людей с магическим мышлением, богатой фантазией, людей, мечтающих о волшебной таблетке. Сидишь медитируешь и лишаешься комплексов, ну чем не красота?

Не интересно медленно расти, шаг за шагом, преодолевать, в реальном мире и реальном общении, когда можно пройти несколько ретритов, «просветлиться» хорошенько наперёд. Хакнуть систему, так сказать, обнулиться.

Это буддистская идея. Буддизм имеет мощную философскую основу, очень мудрую. В лекциях Гоэнки, они назывались «Беседы с учителем», освещались некоторые её аспекты. Было интересно, и я нашла много пересечений с современной когнитивно-поведенческой психотерапией.