Большинство поэтов уделяет недостаточно внимания материальной стороне жизни своего героя, однобоко описывая почти исключительно сторону духовную. Не таков сочинитель Щербаков М. К.. По его произведениям историк с легкостью может изучать динамику благосостояния нашего современника, от «Нету денег, нету денег и не будет, как ни жаль» («Февраль», 1981), «Кошелёчек тощий» («Капитан бравый», 1982) и «Я голодный и бездомный» («То ли мука, то ли скука», 1982) через «Медные деньги» («Циркачка», 1997) и «Денег ни гроша» («Волхонка», 2001) к итоговому «Денег не прибудет у меня, определённо, никогда, а вот убудет, это да» («Тоже пародия», 2007).
Ограниченность средств побуждает лирического героя Щербакова весьма ответственно подходить к выбору продуктов для своей продовольственной корзины. Из чего же она состоит? Перечислим продукты в хронологическом порядке, по времени написания соответствующей песни. Оранжад, вишневое варенье, клубника, салака, конфеты, сласти, фрукты, пепси-кола, таблетка, бисквит, эскалоп свиной, дыня, галета, хлеб да вода, хлеб и сыр, пряник, каплун, яблоки, пломбир с изюмом, початок, кочан, халва, кофе, фрукт, пармезан, икра и крабы, кефир, творог, анчоусы, брусника, кура отечественная, каштан, хлеб, кефир, леденец, чай, компот из ревеня, фрукты, устрицы и похлебки, яд, сироп, лимон, семечки, овощи, осетры, сухомятный полдник, початки, черенки и клубни, простая, безрадостная и густая снедь, пшено («Баб-эль-Мандебский пролив», «Вишневое варенье», «Песня о молодости», «Ecce homo», «Ей двадцать восемь лет», «Школа танцев-1», «Очнулся утром», «Предположим», «Школа танцев-2», «Инициалы», «Целое лето», «Циркачка», «Чужая музыка-1», «Ложный шаг», «Лунная соната», «Ночной дозор», «Памяти всех», «Эпиграф», «Аллегро», «После детства», «Скерцо», «Быстров», «Волхонка», «Застольная», «Интермедия-5», «Лондон», «Райцентр», «Воробьевы горы», «До поезда», «Кино-метро», «Тарантелла», «Paris encore», «Интермедия-6», «Треска», «Фридрих идет», «East coast», «Завтра, вчера, всегда», «Не надо было», «Песнь о Неведенье», «2001»).
Первое, что бросается в глаза – крайне низкое процентное содержание в рационе мясных и рыбных блюд (менее двадцати процентов, причем выбивающиеся из общего ряда пармезан, икра и крабы присутствуют исключительно в фантазии). Лирический герой Щербакова употребляет в основном овощи, фрукты, злаки и кисломолочные продукты. Однако вряд ли это вызвано заботой о здоровье, учитывая заметное пристрастие к мучному и сладкому. Скорее наш современник вынужденно экономит на питании. Василиск «не кормлен» («Посещение»), «артишок не родится» («Пускай»), у потребляемой пищи «химический вкус, аромат» («Автопародия»), во сне «дают еду - вразвес и льготно» («У дороги чибис»), а в мечтах возникает идея «в пробирке, как в саду, вырастить новую еду -- и применять взамен обычной или с обычной наряду» («Фонтанка»).
Чем же вызваны материальные проблемы? Увы, ответ прост. Лирический герой Щербакова М. К. не в силах совладать со своим пристрастием к алкоголю. Декларация 1991 года «На сто рублей куплю вина, на пять рублей – закуски» («Farewell») претворяется в жизнь с завидной последовательностью, а разнообразие спиртных напитков и случаев для их употребления не может не поражать.
«Но мы попьём пивка, и станет жизнь легка». «Песня рыбаков Флориды», 1982.
«И водка бьёт, как гейзер, и клокочет.
И всяк, кто хочет, ею обладает, и всяк, кто хочет, выпьет, сколько хочет». «Опилки», 1983.
«Повсюду танцы и шампанское вино». «Все равно не по себе», 1985.
«И, как мог, я пил, я глотал, как мог, не хмелел». «Болеро-2», 1985.
«Портвейном там пахло, портвейном…». «По поводу очередных реформ», 1985.
«Но если выплывем, то выпьем». «Буря на море», 1990.
«Пили водку...». «Песня о молодости», 1990.
«Пробуйте - напиток благородный, древний». «Свидание с полковником», 1990.
«Влюбись, напейся». «Заклинание», 1991.
«Сувенирный портвейн, не поверишь - «Массандра». «Панорама», 1991.
«Бальзам гудит, аромат плывёт». «Фармацевт», 1992.
«Вино не вкусно мне». «Анета», 1995.
«Глотает ликёр». «Предположим», 1995.
«Выпьемте «Bloody Mary», забудем грусть». «Еще заклинание», 1996.
«Вино цедя». «Инициалы», 1996.
«Вот он в «Арагви», без щита, розовый после первых ста». «Это не я», 1996.
«Сколько пива в тебе голландского». Красные ворота, 1997.
«Пьющих второй нектар». «Чужая музыка-1», 1997.
«Яблок бы сюда и коньяку». «Ночной дозор», 1998.
«Прежде-то, известно, чуть хандра - не жалей вина до дна ведра.
Нынче ж и бальзам ценой в брильянт, еле пригубив, верну в сервант». «Сверчки-кузнечики», 2000.
«Само собою, выпьем мы, пускай не водки, суббота всё-таки, вина хотя бы». «Скерцо», 2000.
«Ждали чаши с вином и льдом». «Удачный день», 2001.
«Вот напиток в ледяном штофе». «Застольная», 2001.
«Джин во фляге прян». «Лондон», 2002.
«Свита с шампанским следом гарцует». «Тема полета», 2002.
«И бормотать в сердцах «какой невкусный спирт», лечась от холода зимой». «Nemo», 2002.
«Рюмка рому». «Напоследок», 2004.
«Подать фужеры!». «Тарантелла», 2004.
«Взбодрим тебя универсальным средством...» «У дороги чибис», 2004.
«Анкор, опять анкор. Третий стакан... шестой, седьмой, восьмой...» «Paris encore», 2004.
«Спиртом разбавил смесь». «Интермедия-6», 2005.
«Сладкого нальют... и терпкого нальют...» «East coast», 2005.
«Приложиться ко флакончику». «L'homme a la moto», 2005.
«Особо если выпил бы». «Цыбин», 2006.
«Остался лишь полусладкий вздор». «Завтра, вчера, всегда», 2007.
«Во фляге ром "Бакарди". «Конец 1-й части», 2010.
Думаю, всякому непредвзятому исследователю картина ясна и без дополнительного анализа.
Отдельного обширного доклада достойна тема курения лирического героя Щербакова, однако в связи с современными тенденциями в цивилизованном обществе мы сочли за благо пока ее не касаться.

Материалы предыдущих конференций.
http://community.livejournal.com/m_sch/235565.html
http://community.livejournal.com/m_sch/293335.html