Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

Великая Победа

↓ ↑ ⇑
11:42 

Борьба с эпидемиями.

11:32 

Санитарно-эпидемиологическая служба

18:39 

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

однажды Дмитрий Шварц любезно предоставил мне ссылку на статью В. Антонова — тщательное, содержательное и увлекательное исследование вопроса о том, почему на мелодию марша советских ВВС существовал также марш нацистских штурмовых отрядов. впрочем, в конце 1930-х уже не исполнявшийся.
в этой статье приводятся старые записи. на одной из них — голоса штурмовиков, поющих свой марш. я не стала слушать. страшновато, а главное — незачем. ну их.

@темы: Стихи и песни военных лет, Сталинские соколы

18:20 

Анатолий Жигулин. Отвлекающий десант

Отвлекающий десант –
Двадцать девять краснофлотцев.
Отвлекающий десант…
Скоро, скоро кровь прольётся!

Отвлекающий десант
С хрупкой маленькой подлодки.
Наливает лейтенант
По сто грамм казённой водки.

И ясна, понятна цель,
Невозможное – возможно:
Взять посёлок Коктебель
И держаться – сколько можно.

Налететь, напасть, отвлечь –
Без подмоги, в непогоду.
И навеки в землю лечь.
В эту землю, в эту воду.

Отвлекающий десант.
Есть такой в морском уставе.
Отвлекающий десант –
Верный путь к посмертной славе.

…Болью полнится душа
На краю волны и суши:
Двадцать девять ППШ
Против сотни вражьих пушек!..

После всех побед и бед
Их припомнят и прославят.
Через тридцать долгих лет
Здесь им памятник поставят.

На воде растаял след…
Двадцать девять краснофлотцев!..
Через тридцать долгих лет
Лишь один сюда вернётся.

Лишь один остался жив.
Плакал горькими слезами,
Две гвоздики положив
На холодный серый камень.

@темы: Стихи о войне

16:14 

Оригинал взят у в ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД
...Вчера мой отец высказал пронзительную и страшную мысль:
"На параде в честь Дня Победы участвовало десять тысяч солдат и офицеров.
Само прохождение парадных "коробок" заняло тридцать минут. И знаешь, о чём я подумал?
Потери нашей армии за четыре года войны - — почти девять миллионов убитых. Каждый из них, отдавших Победе самое драгоценное - жизнь! - достоин того, что бы пройти в парадном строю по Красной Площади. И если всех погибших поставить в парадный строй, то эти "коробки" шли бы через Красную Площадь девятнадцать суток..."
И я, вдруг, как наяву представил этот парад.
"Коробки" двадцать на десять.
Сто двадцать шагов в минуту.
В обмотках и сапогах, шинелях, "комбезах" и телогрейках, в пилотках, ушанках, "будёновках", касках, бескозырках, фуражках.
И девятнадцать дней и ночей через Красную Площадь шёл бы этот непрерывный поток павших батальонов, полков, дивизий.
Задумайтесь!
Девятнадцать дней!...





читать дальше

Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.

Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала.

Июль 1942
Константин Симонов.


@темы: Великая победа, Их руками ковалась Победа

10:00 

02.03.2012 в 12:21
Пишет Энисе:

В небе "ночные ведьмы".
Да! Я нашла его, этот сайт! ссылка
"В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк — 46-й гвардейский,Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолетах По-2.
В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка — одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

читать дальше
Взято здесь

URL записи

@темы: Их руками ковалась Победа, Подвиг детей и женщин, Фотографии, история в лицах

09:59 

29.11.2011 в 17:20
Пишет Энисе:

Война с женским лицом
Продолжение:

Советские медработники и пленный эсэсовец
читать дальше
Слава героиням! Вечная память тем, кто не вернулся!

URL записи

@темы: Подвиг детей и женщин, Фотографии, история в лицах

09:52 

19:48 

Женщины в танковых войсках

В свете очередного гендерного холивара, вызванного исследованиями в США, и пошедшей по дайрям волны после этого - решил запостить немножко о женщинах в Красной Армии во время Великой Отечественной...

Список женщин - Героев Советского Союза

Список женщин - полных кавалеров Ордена Славы

Особенно меня в свое время поразила Мария Октябрськая - механик-водитель именного танка Т-34 "Боевая подруга", купленного на свои же деньги. Т-34, как и практически вся техника советской разработки - была, конечно, простой и притом эффективной, но решалась эта простота и эффективность как правило за счет экипажа. Например работа механика-водителя танка Т-34, из-за отсутствия каких-либо усилителей на механизмах управления, требовала больших физических усилий, и часто механику-водителю помогал включить нужную передачу стрелок-радист, сидевший рядом. Притом на механике-водителе лежала задача по обслуживанию машины - а технические работы по обслуживанию любого танка требуют не только сноровки, но и силы. Она - справлялась, и погибла в бою. Но она не одна женщина-танкист, хотя именно о ней больше всего знают.

Например вспоминает бывший командир бригады гвардии полковник в отставке Т. Ф. Мельник, живущий сейчас в Киеве:
"...Шел 1943 год. Бригада готовилась к боям на Курской дуге. Для пополнения к нам прибыли с Урала маршевые роты. Я, как комбриг, делал смотр вновь прибывшим экипажам боевых машин.
Подхожу к одному из экипажей. Докладывают: — Командир танка лейтенант Чумаков, механик-водитель сержант Лагунова.
Я поправил:
— Не Лагунова, а Лагунов. Командир танка говорит:
— Товарищ комбриг, это девушка, Лагунова Мария Ивановна.
— Как девушка? Механик-водитель и девушка?!
Передо мной стоит по стойке "смирно" танкист среднего роста, хорошей выправки, с серьезным волевым и загорелым лицом. Я был крайне удивлен, что механиком-водителем боевого танка оказалась девушка. Мне приходилось видеть на фронте женщин, которые хорошо справлялись с тяжелой фронтовой службой медсестер, врачей, связистов, снайперов, летчиков и с другими военными профессиями. Но механика-водителя, да еще прославленной "тридцатьчетверки", никогда не видел. История еще не знала примера, чтобы девушка вела танк в бой. В первый момент я был сильно озадачен и не знал, как поступить с Лагуновой.
В то время я был глубоко убежден, что быть танкистом — не женское дело. Механик-водитель должен обладать большой физической силой — ведь для того, чтобы управлять рычагами танка, требуется большое мускульное напряжение. Надо уметь в любых условиях и при любой погоде на марше и в бою вести танк. Летом в жаркую погоду температура в танке достигает 40-50 градусов, а в бою при интенсивном ведении огня скапливаются пороховые газы — все это затрудняет действия экипажа. Кроме того, экипаж танка, особенно механик-водитель, испытывает в бою большое психическое напряжение, когда противник ведет по танку артиллерийский огонь. Требуется железная воля, выдержка, хладнокровие.
Все это и заставило меня подумать о том, чтобы перевести Лагунову в менее опасное место. Насколько возможно ласково я предложил ей побыть в резерве, посмотреть, обвыкнуть в боевых условиях, а потом, мол, получите танк и поведете его в бой с врагом. Лагунова наотрез отказалась. Она говорит:
— Я приехала на фронт не для того, чтобы отсиживаться в тылу.
Ее поддержали экипаж и офицеры подразделения".

Или вот воспоминания Нины Бондарь, командира танка Т-34:

читать дальше

Ведь если даже немного с ним побыл в экипаже, он уже тебе как родной. И ты чувствуешь, что ты за него в ответе. Он погиб, и ты чувствуешь свою вину перед ним. А потом думаешь — из-за кого? Из-за него, из-за немца. И жалости у меня к ним не было. Давила их батарею, и абсолютно ничего во мне не дрогнуло. Курице я за всю жизнь голову отрубить не могла. А немцев — спокойно. Честно говоря, и сейчас их речь спокойно слушать не могу. Для меня это враг! Сейчас они нам улыбаются, говорят что-то... А я им не верю.

Их тоже я много видела, подбитых и обгорелых. В Германии вели рядом с нами колонну пленных. Кажется, комбат Егоров зовет: Нина, иди сюда. Подхожу — стоит наш переводчик, разговаривает с молодой немкой, механиком-водителем «пантеры» (выделено мной). Убежденная эсэсовка. Она мне говорит: «пантеры» сильнее ваших танков. Я: почему же наши негодные танки побивают ваши «пантеры»? Она: это случайно. Гитлер не сдастся, вас все равно разобьют. И дальше в том же духе, спорить я с ней не стала.

читать дальше

На самом деле их было больше, значительно больше! Я надеюсь как-нибудь собрать материал и сделать копию танка Т-60 "Малютка" - танка, построенного на деньги детей:

В 1942 году в газете "Омская правда" напечатано "Письмо Ады Занегиной", которое положило начало единственному в стране движению дошкольников по сбору средств для фронта. В нем говорилось:

"Я - Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному.
Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области.
Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедим домой.
Мама отдала деньги на танк.
Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор!
Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк.
И назовем его "Малютка".
Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедим домой.
Ада.
Моя мама врач, а папа танкист.

Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои "кукольные" сбережения на танк "Малютка". Ада мечтала, что на танке "Малютка" будет воевать её отец - танкист. Но механиком-водителем его стала Екатерина Павлюк (выделено мной), старший сержант 56-й танковой бригады, которая повела его в первый бой под Сталинградом в ноябре 1942 года.


Война, наверное, не женское дело. Мне бы не хотелось увидеть свою жену, или племянницу - в грязи и крови, в ежедневном напряжении, в голоде и холоде. Но я - не рабовладелец, я не могу решать за других. Я не могу решать за них. Женщины - вполне себе самостоятельные личности, и решают сами - что они делают и зачем они это делают. И если идут на войну - то тоже знают, зачем. А воюют они - не хуже. Да, есть особенности, обусловленные физиологией - но война вообще противоестественна и против человеческой природы! Она направлена как раз на уничтожение этой самой физиологии - и потому как-то странно рассуждать, кто к ней более приспособлен...

@темы: "Танки, пехота, огонь артиллерии", Их руками ковалась Победа, Там всегда было место подвигу

19:40 

В тени боевых братьев

Про истребители Яковлева времен Великой Отечественной написано и рассказано многое. Хорошее и плохое, как водится - но это означает лишь неординарность этих машин. А вот об учебно-треннировочных машинах - почти ничего. Это в общем-то традиционно, хотя и обидно. Война в массовом представлении - это крики "Ура!" и "В атаку!", ну а если в воздухе - это яростные схватки двух асов на глазах восторженных зрителей по обе стороны фронта. На самом деле война - это работа. Тяжелая, ежедневная, независимо от твоего настроения, самочувствия и уж тем более желания. В том числе и в воздухе. Воздушный бой - это процентов десять летного времени летчика-истребителя. И далеко не в каждом вылете сталкиваешься с противником. А вот что происходит в каждом вылете: это рулежка, взлет, набор, полет по маршруту, посадка. Рутина, тем не менее - чреватая катастрофическими в прямом смысле слова последствиями, если не уделять этому должного внимания. Этой рутине - учили, ибо эта рутина - азы, и без них никого не собъешь, просто не долетишь. Учили в том числе на учебных самолетах. Одним из которых был Як-7В (вывозной), модель которого от ІСМ в 48-м масштабе я давеча купил. Переделывать его модель я не стану (хотя косяки там видны), но написать о самолете хочу. О нем вы не особенно прочитаете. Если попробуете найти в Интернете - вам сообщат кучу подробностей об асах, воевавших на различных модификациях Як-7, о тактических приемах и характеристиках боевых машин, а про Як-7В в лучшем случае упомянут, что да, был такой, двухместный... Притом еще и перепутают с почти что близняшкой Як-7УТИ. Жаль. Ибо мне кажется, что вклад в победу скромного учебно-тренировочного самолетика ничуть не меньший!

Яковлев, который пробился в качестве авиаконструктора именно учебно-спортивных самолетов, еще при разработке И-26 (будущий Як-1, развившийся потом в Як-3), практически одновременно занялся работой над учебно-боевым вариантом. И таковой, под названием УТИ-26, совершил первый полет лишь на несколько месяцев позже первого полета И-26. Обе машины были весьма похожи, имели примерно одинаковые преимущества и недостатки, практически одновременно были запущены в серийное производство. Но УТИ-26, который в серию пошел под названием Як-7УТИ, имел двухместную кабину - впереди сидел курсант, сзади - инструктор. Як-7УТИ стал единственным двухместным учебным самолетом в РККА, на котором летчики в то время могли получить навыки управления современным скоростным истребителем. До этого следующей машиной после тихоходного старенького У-2 был либо УТ-2 (тоже конструкции Яковлева, но скорее спортивная машина, нежели истребитель), либо УТИ-4 (двухместная модификация истребителя И-16, слишком сложная в управлении для новичка, потому в училищах использовалась крайне осторожно, и все-таки влекла за собой множество аварий). Як-7УТИ выпускался с апреля 1941 года по сентябрь 1941 года, их было выпущено около 200 машин (по разным данным от 170 до 188). Затем производство двухместных учебно-тренировочных машин было свернуто: фронту требовались боевые истребители взамен утерянных на аэродромах Украины, Белоруссии, Прибалтики, западной части России...



На базе Як-7УТИ был разработан и пущен в серийное производство Як-7А, боевая модификация, которая затем постоянно совершенствовалась (со временем превратившись в Як-9 - по сути очень глубокую модернизацию учебно-треннировочной машины). Благо объем переделок требовался минимальный, всего лишь второе сиденье и управление убрать, ведь на Як-7УТИ было установлено то же самое вооружение, шасси тоже убирались, ну тяжелее чуток разве что. Як-7 оказались в чем-то даже лучше своего "старшего братика" Як-1 (который дал собственное продолжение в виде Як-3), а большой отсек за кабиной пилота позволял ставить туда всякую всячину - начиная от летных пожитков при смене аэродрома и заканчивая дополнительным топливным баком, бомбами, фотоаппаратурой. Потому модификации Як-7 и его улучшенного продолжения Як-9 были разнообразными и весьма многоцелевыми.



Однако пока на фронт отправлялись все новые боевые самолеты - в тылу для этих самолетов готовились летчики. По сокращенной программе - однако научить летать все-таки было крайне необходимо! А вот - на чем? Меньше двух сотен Як-7УТИ, которые успели выпустить до эвакуации московского завода, вкупе со старыми изношенными УТИ-4 не могли обеспечить необходимого потока курсантов, тем более что курсанты далеко не всегда умело обращались с техникой, и самолеты разбивались и списывались. И в феврале 1942 года на испытания вышел Як-7В. Это уже не был Як-7УТИ, как регулярно путают множество "профессионалов", особенно в сети. Условия военного времени диктовали снижение цены самолета и максимальное упрощение его производства. Тем более такого "небоевого" самолета, "не для фронта". Як-7В уже не имел убирающегося шасси, в отличие от Як-7УТИ: стойки были закреплены намертво, механизм уборки снят, а в кабине обучающегося летчика был оставлен имитатор уборки шасси (чтобы не забывали, что вообще-то шасси надо убирать, и главное - выпускать перед посадкой). С самолета сняли всю бронезащиту - учебной машине она ни к чему, а вот вес весьма снизился. Кроме того на Як-7В "прикрутили" мощность двигателя , как и на Як-7УТИ, что позволило во-первых увеличить моторесурс (болевая точка всех двигателей семейства МК-105); во-вторых снизить склонность двигателя к перегреву, что было болевой точкой уже почти всех Яков из-за слишком малых маслорадиаторов и радиаторов водяного охлаждения. Пулеметы с Як-7В убрали полностью, изменив верхний капот двигателя. Насчет наличия мотор-пушки 20-мм в развале цилиндров мнения расходятся - некоторые авторы говорят, что пушки на самолете не было, другие указывают, что пушку не демонтировали. Я не лез в архивы и не просматривал фотографии (такую информацию лучше брать из фото), но предполагаю, что скорее всего в условиях военного времени могли быть Як-7 В как с пушкой, так и без. Тем более что мотор-пушка ШВАК калибра 20-мм достаточно легко и быстро могла быть демонтирована, например для отправки на завод и вооружения боевого Яка. И так же легко могла быть поставлена обратно, если возникала такая возможность.







В любом случае машина получилась удачной. Неубирающееся шасси сделало практически невозможным подламывание стоек при грубой посадке, которые частенько случались у начинающих летчиков. Кроме того неубирающиеся стойки можно было приспособить под лыжное шасси - что и было с успехом реализовано.



Как ни странно неубирающееся шасси не слишком ухудшило скоростные характеристики самолета, а вот устойчивость даже улучшило. Хотя вообще-то у всех яковлевских машин наблюдались устойчивость и простота пилотирования, Як-7В имел дополнительный запас этой самой устойчивости, не позволявший завалить машину в штопор практически ни при каких ситуациях. Для обучения курсантов штопору приходилось специально смещать центровку самолета назад. При летной погоде Як-7В работали на износ: лишь бы был бензин, а так с утра и до самой темноты полет за полетом. Курсанты сменялись часто, инструктора реже, но тоже сменялись в течение дня, и только машины выдерживали этот безумный ритм. Не слишком долго выдерживали. Из примерно 600 выпущенных Як-7В до наших дней не дожил ни один.

«Эта машина, — писал известный летчик-испытатель П. М. Стефановский, — оказала нашей авиации поистине неоценимую помощь. Она дала возможность быстро и качественно готовить летные кадры для самолетов Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3».

Давайте и мы о ней не будем забывать!

@темы: Оружие Победы, В тылу тоже шла война

15:17 

Генеральный конструктор самолетов

15:12 

В землянке Музыка: К.Листов, Слова: А.Сурков 1942г.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

@темы: 1942, Стихи и песни военных лет

15:10 

Священная война Музыка: А.Александров, Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г

15:05 

Юный разведчик Витя Жайворонок. Еще в 1941 году под городом Николаевом Витя ушел в партизанский отряд, в 1943 году добровольно вступил в одну из частей Красной Армии, штурмовавшей Днепропетровск, за участие в боях с фашистами на югославской земле награжден орденом Красной Звезды. Фотография сделана в Югославии, в одном из селений в районе Белграда.2-й Украинский фронт, октябрь 1944 года. Автор снимка Анатолий Егоров.


@темы: Их руками ковалась Победа, Великая победа, Подвиг детей и женщин, Фотографии, история в лицах

15:02 

Сталинградская битва. Бойцы штурмовой группы в бою в руинах города

14:59 

Танковый десант

21:28 

старое фото Т-34

11:30 

Открытки времен Великой отечественной

10:55 

Дерибасова (Филиппова) Валентина Ивановна, воспоминания

16:37 

ИС - 2

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100