Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

От корней до кроны

14:47 

О героях. Дневниковое

В последнее время я много думаю (не так чтобы сознательно размышляю - скорее, это где-то подспудно происходит) о том, каких героев мы предпочитаем или создаем сами, когда что-то пишем, а главное, почему мы их выбираем. Почему кто-то описывает насильника, а кто-то праведника? Ведь не каждый из тех, кто пишет о насилии, сам насильник, верно? И далеко не всякий, кто описывает мудрого и сдержанного праведника, сам таков (я так, например, точно нет - я раздражительная, тревожная, ранимая и легко впадаю в отчаяние). Но почему-то мы именно их видим, а других нет, верно?

Интересно следить не только за теми героями, которых знают все, но и за теми, кого мы придумываем сами или собираем из разрозненных мелких упоминаний, а затем разворачиваем образ (то есть, по сути, тоже придумываем, но уже с опорой на факты). В диалогах с alex_primary у меня постоянно рождаются какие-то идеи и истины, и очередная беседа с ней внезапно натолкнула меня на мысль: поступки и общение героев в наших работах, включая фанфики, - это отражение взаимодействия наших собственных внутренних сил и составляющих, не больше и не меньше. Ведь каждый из них что-то символизирует для нас, олицетворяет какие-то качества. Даже фанфик - не просто попытка "все поменять, потому что мне не нравится, как было в каноне" или что-то дополнить. Любое творчество - проявление себя в той или иной форме. Хоть и считается дурным тоном для художника все время писать автопортреты, тем не менее любая картина, любой рассказ, любое стихотворение - в каком-то смысле автопортрет. Мы не можем вложить в героев, своих ли, чужих ли, то, что не заложено в нас самих.

Нет, повторюсь: не каждый, кто пишет насильника, сам в глубине души насильник. Тут другое. У каждого из нас внутри сидит и праведник, и грешник, в каждом есть и начало инстинктивное, и начало разумное, каждый несет в себе уникальные знания и опыт, набор правил и норм, принятых самостоятельно и внедренных извне. Каждый в меру сил меняется - развивается или упорно деградирует, пытается найти баланс или нырнуть в пучину страстей, потому что хочется...

Я сама в очередной раз задумалась об этом на днях, когда описывала убийство Сарета. (Я, как обычно, рассматриваю все на собственном примере - получается проще и точнее: чужая душа - потемки, как можно оценивать других? А в своей хоть какие-то контуры видны.) Бесспорно, Сарет - не просто неприятный персонаж, который убил моего любимого героя. Это, конечно, так, но лишь поверхностно. Почему-то же меня зацепил именно этот сюжет, увлекли именно эти люди! Сарет для меня вечный отверженный именно потому, что представляет качества, которые я терпеть не могу, с которыми борюсь в себе и за которые отвергаю других: глупость, бездумность, равнодушие ко всем и вся при симпатии к нескольким случайно пришедшим людям или идеям, склонность быть ведомым, неясные порывы, жестокость, опять-таки идущая от бездумности, от нежелания понимать, что происходит в мире и в чужих душах, как следствие, отсутствие сострадания, милосердия и разумности... Качества хаоса, одним словом. Многие обходятся с демонами (и литературными, и игровыми, и внутренними) проще и спокойнее - принимают их, оправдывают, самые сильные и мудрые даже отпускают на волю, потому что способны контролировать их, держать в узде и извлекать пользу из приносимых ими качеств - спонтанности и свободы от ограничений. А я, как Арантир, их убиваю. За ненадобностью.

Арантир для меня, конечно, начало идеальное, отчасти символическое, почти лишенное плотской составляющей, обладатель образцовых качеств: мудрости, взвешенности, отрешенности от низменного, видения цели, знания главного... Это воплощение развитого духа и чистого разума. Это анимус, о котором я как-то писала. Проще говоря, если бы я могла быть мужчиной и выбирать, каким, то именно таким, конечно. Все его идеи и черты живут где-то очень глубоко во мне, хотя мне не всегда удается ими пользоваться и держать их в памяти, и мне очень легко его понимать и примерять на себя. Я часто в шутку говорю, что он у меня под кожей, в печенке и под ногтями, и порой ощущаю это почти физически. Столь идеальная структура, конечно, не очень подходит для зачистки хаотических элементов - разве что для их обуздания и трезвого восприятия. Для их устранения и подавления у меня есть некто иной...

Мать Геральда. Символ женского начала, причем преимущественно в его разрушительной ипостаси. Это нечто темное, хтоническое, если хотите, этакая мать-тьма, все знающая, все понимающая, но не способная простить того, кто доказал, что "недостоин", зато способная поглотить, уничтожить и отомстить. Это фильтр, пропускающий и контакты, и идеи, и благие импульсы, пусть слабые, но если они признаны полезными или хотя бы безопасными, они получат от этого начала поддержку, мощную защиту и помощь. Во всяком случае, выживут рядом с ним). Другие - нет: это сама смерть, избирательная, но безжалостная к выбранной жертве. Она обладает зрелостью, знаниями, силой и определенной мудростью, но в то же время это стихия, мощная, страшная, сокрушительная, которая, чтобы действовать во благо, должна быть поставлена на службу чему-то высшему, И она служит своему высшему господину, служит преданно, не позволяя себе отступить ни на йоту от его высоких желаний и пытаясь предугадать их. Она менее тонкая и более однозначная, чем ее повелитель, и там, где он, возможно, задумался бы, она сметет все на своем пути - во имя него, полагая, что так ему угодно и так для него лучше. Именно ее воплощение и стало в итоге палачом для другой фигуры - воплощения хаоса. Столь мощное проявление "женственного разрушения" имеет смысл держать в узде, но там, где нужно зачистить, сравнять с землей, устранить навсегда, нет помощницы лучше, и иногда отождествляться с этим образом более плотно для вашей покорной слуги, наверное, полезно. По крайней мере, они за компанию с владыкой придают мне решимости и не оставляют хаосу и тени шанса).

Есть и другие образы, более мелкие или более хрупкие, тоже по сути являющиеся отражениями тех или иных качеств натуры, душевных проявлений. Я не считаю себя (вы, наверное, тоже) белой, пушистой и очень приятной во всех отношениях, но однажды в "Еще до Мессии" появился Сехбет, личность которого захватила меня еще в процессе знакомства с "Ордой". Это не просто один из образов анимуса, из компании отцов-основателей, это не только воплощение преданного друга, рассудительного и доброжелательного наставника и в высшей степени порядочного человека, но и образ того, кто благодаря собственной мудрости, решимости и предприимчивости стяжал успех, причем помог в этом плане не только себе самому, но и другим, а точнее, всем, кто пришел просить его покровительства. Это, наверное, высший социальный идеал - сочетание в одной личности расчетливости и порядочности, взвешенности, мудрости и способности к разумному риску, инициативности и умения впитывать чужой опыт, используя его на общее благо... Увы, даже столь успешный и предусмотрительный человек в итоге погибает. Как и Арантир. "Мы все умрем", а что делать...

Существует еще одна категория персонажей, преимущественно оригинальных, хотя Орнеллу (в моей трактовке) тоже, наверное, можно к ним причислить: новички, неопытные в жизни, испытывающие трудности, борющиеся сами с собой... "Слабый" Матиас из "Предназначения" и "Целителя", стремящийся из-за восприимчивости и гордости бежать от неудач и боли; девочка-швейка из "Стежков", жаждущая любви и из-за этого отдающая сердце не тому, кому следует, и не так, как надо, добросовестная, но не лишенная склонности к ревности и поспешному осуждению других; светлый, добрый, но робкий и забитый донельзя Джай, задавленный до неспособности быть собой вне соединения с более сильным и смелым духом; Зара, боящаяся показаться жалкой и зависимой, из-за этого злоязычная, жесткая, вспыльчивая, подавляющая добрые чувства... И Орнелла, конечно. Все эти люди в чем-то похожи на меня настоящую, на то мое лицо, которое обращено к внешнему миру, на ту мою сторону, которая пытается взаимодействовать с другими, не всегда, к сожалению, успешно... Повседневные отношения причиняют мне много ненужной боли и неудобства, и хорошо, что всем этим героям кто-то старше и опытнее готов протянуть руку. Надеюсь, и мои собственные внутренние силы способны поддержать меня в минуты неуверенности и отвратить в конце концов от желания постоянно забиваться в раковину.

Есть у меня и злодеи - правда, их немного, как и демонов. И сознание, и подсознание отрицают и уничтожают их, не желают принимать. Есть Джованни - коварный, трусливый, стремящийся бить исподтишка или совершать нужное ему чужими руками - ну, так в определенном смысле надежнее и безопаснее, подсказывает мне что-то внутри. Но все остальные силы и стихии души воспринимают эту логику с отвращением и загоняют "злодея" туда, где ему и место. Сердце у него до сих пор не вырвано, но, надеюсь, осталось недолго). Есть Биара в чужом обличье, символ распутства, обмана и разгула хаоса, - с ней душа моя не захотела даже разговаривать. Есть Сарет - воплощение борьбы человеческого начала, довольно примитивного, с демоническими силами, о чем уже упоминалось. До поры до времени кое-кто пытался его переубедить, изменить, сделать из него человека... В итоге, понимая, что это маловероятно, прорезалась матушка и прибила его. Вроде как нет демона - нет проблемы... Есть лживый и порочный Эрик, слепой и развращенный настолько, что даже взаимодействие высшего начала и неопытной натуры, отраженное в отношениях наставника и ученицы, представляется ему в виде похоти и насилия - ничто другое ему недоступно. Однако даже ему в "Пламени" на время сохранили жизнь - ради Орнеллы. Смысл этого тоже в целом ясен: ради снисхождения к человеческой слабости высшие душевные силы иногда уступают - дают ей возможность то ли раствориться самой, то ли трансформироваться во что-то получше, хотя иллюзий от нее исходит немало...

А есть божество - Асха. Она присутствует незримо и почти никогда не вмешивается в сюжет, но все происходит по ее воле, и именно эту волю выполняют самые лучшие, самые чистые духом и сильные персонажи. Вероятно, это персонификация того божественного, что отражается в каждом индивидуальном сознании (у Юнга об этом побольше).

Продолжать можно бесконечно, и наверняка у каждого из вас найдется целый список героев, что-то отражающих, что-то показывающих. Если изучить их самих и их отношения поглубже, можно немало узнать о самих себе. Взаимодействие сил в собственной душе, их противоборство и слияние весьма интересны. Рассмотрение собственных глубин, позволяющее совершенствоваться и получать правильный опыт, - это и есть настоящая жизнь, потому любое творчество, включая фанфики, можно воспринимать как своего рода терапию, а их чтение - как метод психологического исследования. Конечно, речь не идет о каком-то раздвоении, растроении и т.д. личности - все наши герои, все наши "внутренние друзья" есть мы сами, а их совокупность и составляет нас самих, нашу психику, нашу натуру. И все они - мы, и мы - это все они одновременно.

Спасибо, Алекс. Если бы не ты, я не сразу бы к этому пришла.

@темы: яблоко на голову, тусовка с Юнгом, очень личное, мои фанфики, Арантир

URL
Комментарии
2015-06-11 в 21:38 

Ох, я только сегодня утром об этом думала, о том, что в текстах отражается автор во всех своих проявлениях, от явных порывов до подавленных и вытесненных чувств, от страхов до того, кем автор хочет казаться прочим... Удивительно! :hmm:
Я там столько всего накопала, что просто страшно стало. Все-таки кто бы что ни говорил, а наши тексты - это сплошная почва для психоанализа:rolleyes:

2015-06-11 в 22:45 

Это уж точно, Лита. Вот думаю, может быть, именно потому так трудно иногда читать работы других, особенно тех, кто на нас не очень похож? Не только из-за различия отношения и жизненных позиций - просто за событиями, разворачивающимися в декорациях Асхана / Хогвартса / Звезды Смерти и т.д., нередко отчетливо проступает личность автора. Если она подавляет сюжет и перемалывает героев, коверкает их и ломает под себя, о чем я уже раньше сокрушалась тут, это дурно, но это еще полбеды. Хуже то, что иногда эта личность весьма неприятна. Видно ведь, что автор оправдывает непорядочность, что считает возможным под настроение и под прикрытием мотивов вроде "обидели мальчика" нарушить закон, и не только юридический, но и моральный, нравственный, переступить через ценность живой души и самой жизни... Причем может и сам этого не замечать, а читателю подобное бьет в глаза. Это поднимается даже в дискуссиях, не зря было однажды сказано: часто это проявление - и в фиках, и в восприятии героев, и в спорах - конфликта установок, жизненных позиций, именно потому его обычно так трудно разрулить. Моих некромантов и мою к ним любовь, например, трудно воспринимают не из-за каких-то литературных огрехов и не из-за искажений сюжета - все-таки я стремлюсь избегать и того, и другого, вписываться худо-бедно и в литературную норму, и в канон. Нет, дело как раз в другом: те же персонажи, например Арантир, для других людей символизируют иные вещи - фанатизм и агрессию, скажем, да еще не эмоциональную, а рациональную, от которой холодно, тяжело и некуда спрятаться. Или банальную половую холодность (ну, логично, он же неживой, да еще и устремленный вверх, а не к мирскому), которую многим сложно простить и оправдать - подсознательно эта установка проецируется на себя (холоден ко всем - холоден ко мне - из-за него я кажусь себе непривлекательной(ым) - фу, ненавижу его / все равно завалю его в постель, и Сандро туда же - за компанию), причем чисто подсознательно. И вторая возможная причина: помимо иного восприятия героев читающий понимает мои собственные (как и любого автора) установки и видит, что с его отношением к миру, к людям, к тем же демонам, к которым я не питаю ни малейшей симпатии, они не вяжутся. Так возникает другой конфликт - подсознательный конфликт с автором, настолько сильный, что никакие художественные достоинства текста, никакая достоверность и никакие ухищрения не помогут читающему принять чужую позицию. Со мной, полагаю, происходит то же самое, когда я читаю некоторые работы - и вижу не только проекции и душевные шрамы, но и низменность натуры, и ограниченность, и эгоистичность... От меня же, полагаю, иных просто тошнит).

 [?]:
  
:
  
  

 

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100