Продираясь сквозь предисловие, с ужасом предчувствовала, как трудно будет читать всё произведение. И ошиблась. Роман пролетел на одном дыхании, я не могла остановиться.
Правда, не уверена, что АБ можно назвать романом. По объему это вполне может быть повестью, а по содержанию - явная притча. У Готорна, несмотря на исторический антураж, все условно: характеры, ситуация, даже отдельные сцены, которые описываются и тут же подвергаются сомнению как невозможные.
Единственным явно положительным персонажем является Эстер, но сочувствовать ей сложно: слишком скупо показаны её чувства, слишком смиренна и ограничена дочерью её жизнь. Даже любовь, приведшая её к наказанию, остаётся за кадром, словно не относящаяся к делу. Да так оно и есть: Готорн не хочет говорить о преступлении, только о наказании, наложенном обществом и собственной совестью. Перл, дочь Эстер, вызывает не симпатию, а страх - как существо чужеродное и потому непредсказуемое. Уж очень старательно автор подчёркивает её эльфийские качества. Мужчины же показаны и вовсе созданиями... неприятными. Величие подавляется ничтожностью, ум - злобой. В таких условиях, без ярких и дорогих сердцу персонажей, должно быть неинтересно читать.
И всё же текст осваивается легко, увлекательно, ведь так хочется узнать, как Готорн распутает этот моральный клубок и превратится ли эльф в человека или погубит свою душу.
Кстати о душе. Религия, явная в обществе книги, влияет и на голос автора, и на поведение главной героини, и на разрешение конфликта. Это, пожалуй, самое сложное для меня в восприятии Алой буквы. Но суть послания от этого не меняется.

Забавно, что в фильме, повлиявшем на моё желание прочитать книгу - Отличнице легкого поведения, - героиня носит ту же букву А, но поступает ровно наоборот по сравнению с Эстер: она лжёт. Переходит от маленькой глупости ко всё большему обману, пока не оказывается вынуждена публично выводить всех, начиная с себя, на чистую воду.
Ирония авторов меня восхищает.

@темы: кино, книги и другие тексты