Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

The Kurufin's Castle


Что здесь можно найти:

Первое (и основное): ссылки на выложенные мной записи классической музыки. В моих архивах ее накопилось довольно много, и, видимо, настала пора делиться с общественностью - вдруг кому понадобится. Что-то из этих записей было когда-то отриповано, что-то слито с mp3-дисков, что-то скачано из мест, которые я уже и не вспомню.

Второе: рабочие заметки, касающиеся моего сайта "Европейские имена: значение и происхождение" (ex-kurufin.narod.ru). Заметок будет немного, ибо окончательный результат этих трудов все равно выкладывается на сайт.

Третье: случайные записи, не попадающие ни под одну из вышеупомянутых категорий.

↓ ↑ ⇑
14:09 

Черт бы побрал эти лекарства. :-)) Одно, блин, за полчаса до еды, второе перед едой, третье во время еды, и вообще где я столько еды возьму (с). И так целый день.

Выложила специально всю эту фармакологию на стол - в надежде, что как буду садиться есть, так глаз за нее зацепится и я про нее вспомню. Ага, фиг там. Не цепляется. Воспринимает как часть интерьера и все.

И даже напоминалку на телефон не поставишь - почем я знаю, когда мне в следующий раз жрать захочется? :-(

15:12 

Опять пофартило на хорошую художку. Посоветовала мне тетушка Сару Дюнан: говорит, твоя эпоха, твои любимые края, получишь удовольствие. Я-то, честно говоря, поначалу отнеслась к этой Дюнан с подозрением - знаем мы этих пишущих про итальянский Ренессанс, как заглянешь в книжку, так Жюльетта Бенцони шедевром покажется...

Слава тебе господи, все оказалось совсем наоборот. Во-первых, дама по образованию историк и очень хорошо знает, о чем пишет. Во-вторых, она просто очень хороший, серьезный писатель. Прочитала я вчера "Венецианского карлика" (он же - "В компании куртизанок") и "Святые сердца": отличные вещи, быт пополам с психологизмом аж за душу берет. Как живет куртизанка, которую мать в четырнадцать лет привезла в Рим начинать "профессиональную карьеру", как живет карлик этой куртизанки, с которым они вместе выбирались из дерьма к лучшей жизни, что чувствует девочка из аристократической семьи, которую родня запихнула в монастырь, потому что отдать ее в монахини дешевле, чем выдавать замуж, каково быть дочерью придворного врача, которую как раз никакой "замуж" никогда не интересовал, а интересовала только отцовская наука, и по факту после смерти отца единственная возможность хоть как-то заниматься этой наукой - это уйти в тот же монастырь, и т.д., и т.п.

Короче, кому охота почитать нормальные исторические (не любовные!) романы - прочтите, не пожалеете.

А вообще вот так почитаешь и в тысячный раз возрадуешься: в какое же, все-таки, хорошее время мы живем! Черт бы с ним, с шестнадцатым веком: родись я хотя бы на сто пятьдесят лет раньше - и хрен мне, а не университет, хрен мне, а не свободный выбор в жизни, хрен мне, а не возможность нормально зарабатывать деньги делом, которое я люблю, а, главное, распоряжаться этими деньгами самостоятельно... Ну и за контактные линзы, эутирокс и противовоспалительные прогрессу тоже громадное спасибо. :-)))

17:50 

Че-то меня вдруг тоска по ностальгии охватила. До чего же хорош был в свое время старый хрен!




14:34 

Сегодня днем мне приснилась несуществующая "Свадьба Фигаро" Россини. Будто слушаю я ее на кассете (привет из детства, что ли?), и критики, дескать, признали ее очень слабой вещью, поэтому-то Россини ее то ли не дописал, то ли дописал, но в загашник упрятал и так в театр и не принес, так что об этой "Свадьбе Фигаро" мало кто знает.

Увертюры нет, а начинается все прямо с ансамбля Фигаро, Сюзанны и еще какой-то кучи народу (все остальные домашние слуги, я так понимаю). Типа, все к свадьбе готовятся. Слушаю и думаю: да ведь хорошая ж вещь, что б там те ваши критики понимали! Музыку, естественно, ни хрена не запомнила, но похоже на ансамбль из финала первого акта "Золушки" - по крайней мере, партия у Сюзанны смахивает на это "Ah soccorretemi, ah non lasciatemi", которое Золушка тарахтит.

Слушаю-слушаю, и вдруг поперек ансамбля начинается "Che del ciel, che degli dei". Е-мое, думаю, глюк какой-то на кассете, что ли... и тут оказывается, что это мой собственный будильник на телефоне, на половину второго выставленный. :-(( Пришлось вставать.

В общем, хоть какой-то толк от головной боли - вещи хорошие снятся!

18:44 

Привезла мне Элисса из Кракова прикольных открыток.

С легендарной Вандой, дочкой мифического короля Крака, которая вроде бы как сбросилась с башни, дабы избежать брака с немецким принцем (впрочем, по версии хроники Кадлубека, никуда Ванда не бросалась, а спокойно вышла замуж за своего принца, и жили они долго и счастливо):

"Если бы Ванда учила немецкий, не было бы проблемы"

IMG_20190923_052912

О трудностях королевского бытия в условиях шляхетской демократии:

читать дальше

@темы: Краков

21:58 

Медичи: черный герцог Флоренции, или Мавр, который сделал свое дело

Alessandro

Джованни ди Биччи
Козимо Старый: часть 1
Козимо Старый: часть 2
Козимо Старый: часть 3
Пьеро Подагрик
Лоренцо Великолепный: часть 1
Лоренцо Великолепный: часть 2. Заговор Пацци (начало)
Лоренцо Великолепный: часть 2. Заговор Пацци (продолжение)
Лоренцо Великолепный: часть 3. Игра ва-банк
Лоренцо Великолепный: часть 4. The best
Лоренцо Великолепный: часть 5. Микеланджело, Савонарола и звезда над Карреджи
Пьеро Невезучий
Джованни Медичи (Лев X): часть 1
Джованни Медичи (Лев X): часть 2
Джулио Медичи (Климент VII)



А теперь вернемся немножко назад и познакомимся поближе с детским садом Медичи, оставшимся на руках сначала у папы Льва, а потом у папы Климента.

Состав детского сада (в порядке старшинства):

1. Ипполито Медичи, внебрачный отпрыск Джулиано, младшего брата папы Льва/кузена папы Климента, и урбинской аристократки Пачифики Брандано (между прочим, одной из претенденток на звание модели леонардовской «Джоконды»). Осиротел в 5 лет и был отправлен в Рим на попечение дяди Льва и дяди Климента.



2. Алессандро Медичи, внебрачный отпрыск темнокожей рабыни Симонетты и то ли Джулио Медичи/папы Климента, то ли его двоюродного племянника Лоренцо II (но официально считалось, что все-таки Лоренцо II). Плюс-минус ровесник Ипполито, родился не совсем понятно когда и не совсем понятно где, осиротел приблизительно в девять лет, но еще до смерти отца был сбагрен на воспитание в семейное имение в провинции.



3. Екатерина (Катерина Ромола) Медичи, законная дочь Лоренцо II и графини Мадлен де ла Тур д`Овернь. На девять лет младше Ипполито и Алессандро, осталась круглой сиротой в возрасте трех недель и воспитывалась сначала у бабушки по отцу, Альфонсины Орсини, а потом у сестры отца, Клариче Медичи.



В общем, состав наследников старшей ветви Медичи был не ахти: два пацана-бастарда и одна законнорожденная девчонка. Родись Екатерина мальчиком – и проблемы бы не было: законный наследник мужского пола, по маменьке – родич французского правящего дома, чего еще надо-то? Но, к несчастью для Флоренции, Екатерина родилась тем, кем родилась. Когда ей стукнет четырнадцать, она выйдет замуж за будущего короля Генриха II Валуа и уедет во Францию, где первую половину жизни ее будут дразнить «купчихой», а вторую половину полууважительно называть «черной королевой». Но Екатерина будет вертеть на нефритовом жезле и первое прозвище, и второе: тридцать с лишним лет она будет рулить внешней и внутренней политикой Франции, виртуозно лавируя между буйными Гизами и не менее буйными протестантскими вождями с единственной целью – сохранить для своих детей французский престол любой ценой. И у нее это получится: пока она будет жива, последние Валуа будут держаться на троне – пусть хреново, но все-таки держаться. Большего на ее месте не смог бы добиться никто. По факту, Екатерина – единственная из старшей ветви Медичи, кто в полной мере унаследовал политические таланты своего прадедушки Лоренцо Великолепного, но таланты эти, как уже было сказано, уплыли во Францию и Флоренции не пригодились никак.

Екатерина Медичи (в модусе «черной королевы») и ее детишки: будущий Генрих III, будущий Карл IX, Маргарита Валуа aka королева Марго и Франциск II.

читать дальше

@темы: Медичи

19:23 

Она снова с бородой! :-))

Пришла рассылка: 8 ноября выйдет бартолиевский альбом по Фаринелли. Надо не забыть купить, как только на гуглоплее появится.

‘Nell’attendere mio bene’ from Polifemo by Porpora
‘Vaghi amori, grazie amate’ from La festa d’imeneo by Porpora
‘Morte col fiero aspetto’ from Marc’Antonio e Cleopatra by Hasse
‘Lontan… Lusingato dalla speme’ from Polifemo by Porpora*
‘Chi non sente al mio dolore’ from La Merope by Broschi
‘Come nave in ria tempesta’ from Semiramide regina dell'Assiria by Porpora
‘Mancare o Dio mi sento’ from Adriano in Siria by Giacomelli
‘Si, traditor tu sei’ from La Merope by Broschi*
‘Questi al cor finora ignoti’ from La morte d’Abel by Caldara
‘Signor la tua Speranza… A Dio trono, impero a Dio’ from Marc’Antonio e Cleopatra by Hasse
‘Alto Giove’ from Polifemo by Porpora
*Denotes a world premiere recording


И трейлер. Бартоли опять бородатая, отпусти меня, зальцбургская чудо-трава! :-)))


@темы: Cecilia Bartoli

13:59 

Еще одно хорошее Miserere.

Сопрано у второго хора классная.


@темы: Gregorio Allegri

21:41 

Дворец графини де Лебриха

03_palacio_Lebrija_IMG_7122

В Испанию мы этой осенью не едем, а едем только следующей весной. Это, конечно, печально, но не смертельно, однако вспомнилось мне по этому поводу, что перед Севильей у меня остался небольшой должок - хотела-хотела написать про дворец графини де Лебриха, да так и не собралась.

Вот есть такой туристический закон подлости: если ты живешь рядом с какой-то достопримечательностью, то именно туда ты попадешь а самую последнюю очередь. Если вообще попадешь. Ну и, поскольку мы жили в паре шагов от этого дворца, то, понятное дело, собрались туда только в свой самый последний день в Севилье. Надо сказать, после прочтения трех с половиной строчек в Википедии ("донья Регла Манхон Мерхелина, графиня де Лебриха, известная собирательница древностей начала XX века...") у нас бог весть почему сложилось впечатление, что графиня была очередной дурой-аматоршей, скупавшей на европейских барахолках всякое шополало (вроде как бедная Изабелла Чарторыйская с ее прахами Элоизы и Абеляра... :-))).

Хвала всем богам, это оказалось неправдой! Графиня де Лебриха была потрясающей теткой: живи она не в начале, а хотя бы в середине XX века, она была бы нормальным дипломированным археологом с кандидатской-докторской, монографиями и т.д., и т.п. Но так как со временем рождения ей не повезло, пришлось ей играть в любительской лиге. Она дружила со всякими местными историками-археологами, спонсировала раскопки, ну и еще собирала личную коллекцию. Коллекция у нее небольшая, но очень годная (если б только еще испанцы умели нормальные экспозиции организовывать, а не просто распихивать пыльные витрины по темным углам - так вообще было бы зашибись...).

Дворец у графини тоже хорош. Этакий образцовый севильский мудехар родом из пятнадцатого века: арочки, мавританская вязь, везде плитки-асулехос из Трианы - все как положено, короче. К сожалению, фотки фасада у меня нет - чертова калле Куне, на которой стоит дворец, шириной, как водится у всех средневековых улочек, дай бог чтобы метров семь, поэтому фасад в объектив не влезает хоть ты тресни. Так что вот вам просто графский предбанничек:

читать дальше

@темы: Севилья - Гранада - Мерида

14:28 

Все, наконец-то я дома. Больше никаких разъездов, минимум месяц. Гори в аду, богомерзкая "Укрзалізниця", не способная ни за какие деньги довезти пассажира нормально туда и обратно! :-((((

Аккурат перед войной на мою историческую родину собирались запустить внутренний лоукост, но потом, понятное дело, все к хренам накрылось, и фиг его знает, возьмется ли кто снова за эту замечательную идею. А у меня мечта идиота: час в самолете - и позвоночник цел, и времени терять не надо...

Еще картинка с родины: добрый доктор. Это стоматологическая клиника решила сделать художественный презент офтальмологической клинике.

IMG_20190906_172526

У доброго доктора сказали, что надо приваривать сетчатку на обоих глазах. Не то чтобы это были breaking news: бабулину наследственность не пропьешь, не я в этом семействе первая, и, подозреваю, не я последняя, но придется теперь поднять задницу и заморочиться. :-((

20:42 

Сегодня на исторической родине в маршрутке увидела:



Отличная мысль, я считаю. Завести, что ли, вместо разводного ключа титановую мышь?

И минутка ностальжи. Прохожу сегодня днем мимо музыкалки - за окном кто-то долбит "Ой, лопнув обруч", здравствуй, подготовительное отделение класса фортепиано, о, сколько же открытий чудных вас ожидает ближайшие восемь лет (по крайней мере, если не дезертируете...). :-))))

00:45 

Южный Буг и скалы в Сабарове

Это кусок моей праздничной винницкой поездки. Решили мы с дедом позавчера сплавать на кораблике до Сабарова - это такое винницкое предместье, в котором дед был в последний раз так давно, что и сам уже толком не помнит, что там, а я, естественно, не была никогда.

Обещала нам Википедия шикарные виды Южного Буга, скалы, лестницу на вершину одной из скал и в качестве бонуса легендарный камень, на котором якобы любил сидеть Коцюбинский и набираться вдохновения, глядя на пейзажи. Ну что сказать: Википедия не обманула. :-)))

По дороге:

051_IMG_20190825_170320

читать дальше

19:35 

Собачка Саломеи, котик Ирода и букварь Девы Марии

012_DSCN5978_l'église_S-Jeanne-d'Arc

И снова веселые картинки. На этот раз - витражи из руанской церкви святой Жанны д'Арк, точнее, из церкви святого Викентия, которая не пережила Вторую мировую, однако витражи, слава богу, уцелели и благополучно переехали к Жанне.

Жаннину церковь я как-то уже показывала - стоит она на Старорыночной площади (как раз на том месте, где Жанну и сожгли) и выглядит настолько креативно, что при первом взгляде на нее начинаешь нервно икать. Но потом ничего, привыкаешь. :-))

Вот это она и есть:

читать дальше

@темы: Франция

01:29 

Свинья со скрипкой

260_DSCN6468_cathédrale_portail_des_Libraires

По поводу парадоксов иконографии – еще одна цитата из хорошей книжки:

«На исходе XIX в. французский искусствовед Эмиль Маль высмеивал тех коллег, которые, стремясь расшифровать послание средневековых мастеров, приписывают глубочайшие смыслы малейшим деталям любого изображения и видят тончайшую символику там, где ее вовсе искать не стоит. Он настаивал, что маргиналии – всего лишь декор, а декор не обязан обладать смыслом. Сцены, расцвечивающие поля, для него – это пространство свободы художника, его попытка имитировать, а порой и превзойти природу в ее бескрайнем разнообразии. Поэтому стремление их прочитать или как-то связать с текстами, которые они окружали в рукописях, он считал бессмысленной тратой времени».

Ей-богу, вот иногда так и тянет согласиться с Малем – и по поводу маргиналий, и по поводу их архитектурных сородичей. Оно-то, конечно, средневековый символизм – дело тонкое, никогда не знаешь, что и откуда на тебя выскочит: вот видишь, например, на каком-нибудь романском портале крокодила, пожирающего гидру, - а это, оказывается, символ Христа, жертвующего собой во искупление грехов человечества! Или, там, видишь русалку с зеркальцем – о, это Тщеславие! (Ну, или еще какой-нибудь смертный грех, но с зеркальцем – обычно все-таки Тщеславие).

Но ладно еще, если это русалка, с русалкой все ясно. А если это свинья, играющая на скрипке? Или кентавр с крыльями на башке? Или лев с человеческой головой? (Нет, это не святой Марк, святой Марк в лучшем случае – человек с головой льва, да и то Тридентский собор сие похабство в шестнадцатом веке запретил). Может, конечно, какие-то толкования на этот счет и существуют, просто мы их не знаем. А может, и нет. Может быть, иногда банан – это просто банан, как усиленно намекал Маль. И если бы вдруг у нас появилась возможность спросить у средневекового скульптора: «А почему это ты, мил человек, свинью со скрипкой прям у входа в храм божий лепишь?», то не факт, что в ответ не прозвучало бы гордое «По кочану! Потому что могу!»

На самом деле, к чему я все это веду – к своему любимому порталу Книжников в Руанском соборе. :-)) Там подобных необъяснимых чудищ хоть ложкой ешь. Перед ними пасует любое аналитическое мышление: уже через десять минут рассматривания мозг радостно посылает в пень все вопросы типа «А что это? А что оно означает?» и начинает тупо наслаждаться. Ибо не существует в этой альтернативной вселенной никакого анализа – один сплошной синтез. Это веселый, свободный и совершенно шизофренический мир, в котором свинья со скрипкой не равна сумме элементов «свинья» + «скрипка», она – свиньясоскрипкой, единая и неделимая, как Французская республика. И означает она именно свиньюсоскрипкой: пытаться найти ей другую дефиницию – все равно что пытаться дать определение вкусу арбуза (вкус арбуза – он и есть вкус арбуза) или объяснить, почему септаккорд второй ступени обязан разрешиться в тонику через доминанту. Обязан и все, это ж и ежу понятно. Че тут объяснять-то.

Потом, конечно, на трезвую голову возникает вполне естественный вопрос: а что все эти свиньи делают на портале храма и как их туда допустило церковное начальство? Ответа на него, разумеется нет, но факт остается фактом – допустило. Нет, были, само собой, отдельные зануды, вроде Бернарда Клервоского, который всю эту «безобразную красоту» и «прекрасное безобразие» разве что не матом в прямом эфире крыл. (Впрочем, от Бернарда другого и ожидать нельзя: для него единственный богоугодный дизайн – это сарай с голыми стенами, а все остальное – излишества нехорошие). Но, слава богу, большинство духовных деятелей в этом отношении было гораздо демократичнее и против развеселых украшательств ничего не имело – пусть даже эти украшательства и близко к церковному учению не стояли.

(Кстати, чудится мне в этом некая приятная широта взглядов: мир велик, чудесен и разнообразен, и чудеса в нем нифига не ограничиваются Священной историей, поэтому ИЗОБРАЖАЕМ ВСЕ!!! И вообще, Господу виднее, кого творить: угодно Ему будет, чтобы существовала свинья со скрипкой, - создаст свинью со скрипкой и вас не спросит. Так что созерцаем дивные дела Господни на портале Божьего храма и не выпендриваемся).

Короче, представляю вам портал Книжников Руанского собора – великолепный, единственный и неповторимый! Если бы сие великолепие увидал вышеупомянутый Бернард из Клерво, его хватила бы кондрашка на первой же секунде, ибо по степени укуренности портал уступает разве что Шотландской церкви в Регенсбурге (потому как в Регенсбурге, скажем честно, и кто покрепче Бернарда окочурился бы…).

Находится портал Книжников слева от центрального фасада и по факту представляет собой отдельный дворик (который, к сожалению, запирается на ночь, что мы и обнаружили потом, вознамерившись встретить Новый год в компании его дивных тварей :-(((). Над входом – Страшный суд (довольно стандартный для эпохи), в качестве портального столба – обязательный святой Роман со своим крокодилом, наверху и по бокам – энное количество статуй, а внизу возле входа – то, что называется «каменным гобеленом»: 150 медальонов с барельефами, изображающими все на свете – от Сотворения мира до таких шизофренических созданий, что сам Босх завистливо курит в сторонке!

126_DSCN6203_cathédrale_portail_des_Libraires_1

читать дальше

@темы: Франция

09:31 

На работе адский завал. От завала у меня переутомление, от переутомления - бессонница. Чтобы не ебануться воскресить мозг, читаю урывками "Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии". Отличная книга, отличные иллюстрации, отличные комментарии к иллюстрациям - короче, всем горячо рекомендую! Там даже мой любимый Портал книжников в Руанском соборе есть!

"Сегодня трудно представить издание конституции или уголовного кодекса, где бы среди статей и параграфов вклинивались кривляющиеся обезьяны или фривольные сценки. Однако во многих средневековых компендиумах по римскому и церковному (каноническому) праву инициалы или поля, помимо разнообразных гибридов, украшены задницами и гениталиями. Особенно этим известны манускрипты, создававшиеся в Болонье в XIII—XIV вв.

В них между колонками текста то тут, то там появляются мужские фигуры с выставленными напоказ фаллосами, фантастические существа с непомерно длинными, похожими на змей, мужскими достоинствами или вытянутыми фаллическими шеями, наездницы, оседлавшие эрегированные пенисы, словно коней и т. д. Едва ли эти фигуры требовались для того, чтобы разжечь плотские страсти у экспертов по «Кодексу» Юстиниана или «Декрету» Грациана. Скорее, чтобы развлечь юристов, уставших вгрызаться в мучительно скучный текст.



Кодекс Юстиниана. Болонья (Италия), третья четверть XIII в".


Очень красивые штуки:

читать дальше

Кстати, в Пуатье в церкви святой Радегонды книжка обещает романские барельефы с "эксгибиционистами". В святой Радегонде я на рождественских каникулах буду, если не сдохну кирпич на голову не упадет: посмотрим.

А вообще когда этот паскудный завал закончится, я нажрусь снотворного и просплю часов десять подряд. А еще лучше - двенадцать...

16:24 

День рождения

Праздник удался: был ураган (впрочем пофигу: ураганы у нас последний месяц через день строго по расписанию), была двойная радуга после урагана, приплывали утки, вымогающие подаяния, приплывали водяные крысы, вымогающие того же.

IMG_20190809_183205

IMG_20190809_182741

читать дальше

21:19 

Подарила мне подруга механическую птичку.

Птичка питается от usb, шарашит крыльями на манер колибри, пугает до истерики кошку - хорошая, в общем, штука.



Думаю, дай-ка я Соньке, племяннице своей любимой, такую куплю. Купила и, поскольку Сонька сейчас гостит у моих тетушки с дядюшкой, отправила птичку туда.

Позавчера посылка добралась до места назначения, и с тех пор я регулярно получаю новости:

1) Оказывается, это дьявольское изобретение за нефиг делать набирает высоту до уровня крыши девятиэтажного дома, и, похоже, это еще не предел.

2) За два дня птица успела застрять на дереве (соседский пацан лазил доставать), попытаться влететь в окно на пятом этаже и переночевать на подоконнике на шестом (слава богу, сегодня хозяева ее вернули, а то прям трагедия весь вчерашний вечер была).

3) Сонька с этой птицей теперь королева двора (ну еще бы).

4) Чуть ли не больше Соньки впечатлился ее дедушка, он же мой дядюшка, инженер-арлиллерист на пенсии. Так что поступила просьба раздобыть еще одну птичку - лично для дядюшки.

17:20 

Употребление английских имен (по эпохам)

Райтерам, фикрайтерам и всем to whom it may concern.

Про выбор имени в соответствии с эпохой я уже писала триста лет назад у себя на сайте. Теперь – краткие заметки конкретно об английских именах.

Самый надежный способ не промахнуться – это, конечно, полазить по архивам. Если в Fine Rolls Генриха III стопиццот Ричардов и стопиццот Агнес – можно смело называть героев Ричардами и Агнес. Если в тех же Fine Rolls нет ни одного Бадди или Билли – значит, с Бадди и Билли в эту этоху что-то не так (и правда, не так: Бадди в качестве личного имени войдет в употребление только в двадцатом веке, а Билли в качестве диминутива от Уильяма – в девятнадцатом).

Короче, на что обращать внимание, где искать и с чем сверяться:

Средневековье (до норманнского завоевания)


Тут все довольно просто. Практически все имена – древнеанглийские. Имен из того, что впоследствии станет католическим календарем, почти нет: в Средние века, строго говоря, класть все хотели на соответствие крестильного имени со святцами аж вплоть до Тридентского собора (1545–1563), да и потом тоже частенько клали.

Список древнеанглийских имен – здесь, насчет частотности употребления можно глянуть в «Книге Страшного суда» (да, норманны к этому времени уже пришли, но наследить особо не успели).

Средневековье (от норманнского завоевания до Реформации)


Все становится гораздо веселее. Приходят норманны и в массовом порядке приносят с собой Ричардов, Роджеров, Робертов, Уильямов, Генри, Ральфов, Чарльзов, Элис, Матильд и прочие древнегерманские имена в старосеверофранцузском прочтении. Коренное население какое-то время держится за родную англосаксонщину, но потом подхватывает завоевательские моды и тоже начинает именоваться Ричардами, Роджерами и т.д.

(Отдельная тема – Роланд и Оливер: это тоже северофранцузский подарочек, но тут нужно говорить спасибо не столько норманнам, сколько всеевропейскому хиту – «Песни о Роланде». В XI-XII веках от этих Роландов по всей Европе становится просто негде плюнуть, хотя до того их было совсем немного).

Параллельно с норманнскими именами буйным цветом начитают расцветать чисто христианские имена (из Нового Завета и из католического календаря) – Джон, Томас, Питер, Джеймс, Филип, Николас, Марджери, Эллен, Сесили, Агнес, Кэтрин и проч., и проч. После бурного дебюта францисканских орденов вылезает Фрэнсис – в честь Франциска Ассизского, само собой, а вот конкуренту Франциска, святому Доминику в Англии не повезет – Домиников мало, а после реформации они вообще будут встречаться только в упоротых католических семьях. Зато святой Бенедикт подарит Англии кучу Беннеттов, Бенниттов и Бенедиков (именно так, без «т») и прочих средневековых форм. Из местных английских святых отличится Юлиана из Норвича – имя Джилл, оно же Джиллиан (это такая английская средневековая Джулиана-Юлиана) вообще станет нарицательным: Jack and Jill – традиционный английский мем, обозначающий любых рэндомно взятых парня и девушку.

Как ни странно, при всем этом церковно-именном засилье в английском Средневековье довольно мало Мэри – называть простых смертных в честь Богородицы долгое время считалось слишком жирно, поэтому выкручивались уменьшительными – Мэрион, Мэриан, Мэриот и т.д.

Кстати, по поводу уменьшительных: их ДО ХРЕНА. Причем они совсем непохожи на современные: эпоха суффиксов -y/-ie типа Джонни-Томми-Джимми начнется гораздо позже. Сейчас в ходу свистнутые у норманнов старофранцузские -in, -et, -ett, -on и исконно-посконные англосаксонские -kin и -cock. Попутно на это дело накладываются милые среднеанглийские фонетические особенности, поэтому Ричард превращается в Диккина, Дикона, Хиггина, Хиггота и Хитчкока, Роджер – в Робкина, Доббина и Хопкина, Николас – в Кола, Колина и Колинета.

читать дальше

@темы: имена

17:30 

Рассказали мне вчера две истории о воронах.

История первая. Пошли две мои подружки за покупками. Идут и видят: по дороге плетется молоденькая ворона - клюв раскрыт, крылья по земле волочатся, в общем, погибает бедная птица от жажды и голода. Подружки мои, дамы сердобольные, забежали в кафе неподалеку, говорят: дайте, мол, сосиску, минералку и стаканчик - у вас там ворона на улице помирает.

Ага, говорит девушка за стойкой, ко мне раз в сорок минут прибегают с криками "У вас ворона умирает!!!111". Но сосиску возьмите - увидите, что будет.

Взяли мои дамы сосиску, вынесли вороне. Ворона сразу же оживилась, сосиску - в клюв и бодренько поскакала за угол. Заглянули дамы за угол - а там лежит целых ШЕСТЬ сосисок. Подружка моя для интересу попробовала одну сосиску взять в руки, так "умирающая" ей чуть пальцы не отклевала.

Однако это еще не все. Посмеялись дамы и решили постоять немного у кафе, покурить. И тут на дороге появляются парень с девушкой. Ворона моментально раскрывает клюв, распластывает крылья и на полусогнутых плетется к новым жертвам: помогите-спасите, умираю-у-у-у...

Вторую историю рассказал малой. У него за домом есть нечто вроде микроскверика, и в этом микроскверики поселились вороны-инвалиды: у кого крыло покалечено, у кого лапа. Так вот, к ним регулярно прилетают здоровые сородичи::приносят им еду и вообще, похоже, как-то за ними присматривают. Причем инвалидов со временем становится все больше - такое ощущение, что воронье сарафанное радио работает на всю катушку, и все страждущие прибиваются сюда...

20:49 

Аббатство Сент-Уэн (продолжение)

Начало

Самое, однако, замечательное в аббатской церкви находится не снаружи, а внутри.

Во-первых, когда заходишь внутрь, становится ясно, что это здание тебя нагло обманывало - как какой-нибудь маг из фентезятины, который на публику является исключительно в виде старого хрена в черной мантии и с трехметровой бородищей, а у себя дома он внезапно молодой, веселый, красивый, изящный щеголь.

Вот и с Сент-Уэном та же история. Снаружи - почерневший суровый мрачняк, а внутри - сплошные свет и радость: своды ввысь улетают, витражи всеми цветами радуги переливаются, и даже непременные статуи епископов и аббатов вид имеют доброжелательный и заинтересованный.

0148_DSC_1022_St_Ouen

0110_DSC_1021_St_Ouen

читать дальше

Ну и, конечно, главное достояние Сент-Уэна - витражи. Когда мы туда зашли, мы поняли, что попали в рай: 241 окно, и в каждом - КАЖДОМ!!! - по витражу!!! Четырнадцатого-пятнадцатого века!!! Замечательной сохранности!!!

Поехав крышей от такого счастья, я совершила подвиг упоротости и перефотографировала их все. Все, конечно, выкладывать не буду (кто это выдержит???), но часть покажу.

(Как я их фотографировала - это была отдельная песня. Штатива у нас в хозяйстве не водится, телеобъектива тоже, да и камера у меня самая скромная, а посему: ноги на ширину плеч, дыхание задержать, чтобы руки не дрожали, зум раскрутить и щелк-щелк-щелк - столько дублей, сколько на одном дыхании получится, потом неудачные убьем. Когда руки совсем отваливаться начнут - в монастырский садик на перекур или в соседний берберский кабачок на обед, а потом сразу назад: благо, вход в Сент-Уэн, как и во многие исторические церкви во Франции, бесплатный - хоть целый день туда-сюда курсируй).

Витражи нефа отличаются дивной соразмерностью и упорядоченностью. В верхнем ярусе - "портретные", с полноростовыми фигурами святых (на северной стороне) или ветхозаветных персонажей (на южной стороне). В нижнем ярусе - житийные сцены, иногда пополам с пейзажами, реальными и фантастическими. Выглядит это целиком как-то вот так:

читать дальше

@темы: Франция

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100