Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

Голландская рулетка: творчество ради жизни

"— Голландская рулетка? Не знал, что ты любишь азартные игры...
Художник рассмеялся.
— Да нет же! Смысл игры в том, чтобы каждый день создавать что-то новое, чего до тебя не было. На что фантазии хватит! Можно написать картину или стихотворение, выпилить полочку, испечь пирог, сложить бумажного журавлика… На худой конец родить ребенка или создать новый мир. А если, засыпая, ты не можешь вспомнить, что создал за сегодня, то на одни сутки стареешь. Потому что их в твоей жизни не было".
Елена Фельдман, "Бог, Солнце и Художник"


Доброго пути!
Суть сообщества "Голландская рулетка" в следующем. Каждую неделю здесь появляется запись, в комментариях к которой все желающие отмечаются, кто как сыграл — что создал нового. Можно коротко. Можно развернуто. Можно (и нужно!) с фотографиями. Можно в виде ссылки на плод творения, если он размещен у себя в дневнике.
Критика приветствуется исключительно в личном порядке. В комментариях к записи этого делать не нужно. Мы не стремимся оценить игру каждого, мы просто делимся своими успехами и радуемся успехам других. А еще каждый день дарим Миру что-то новое и особенное. Присоединяйтесь!
PS. Растянутый во времени творческий процесс тоже считается.

↓ ↑ ⇑
14:53 

Двадцать девятая неделя (15-21 июля)

«— Ты плохо рисуешь!
— А ты — плохо критикуешь».


Каждый творческий человек хоть раз в жизни, но встречался со своим Внутренним критиком. Правильно воспитанный, он может стать добрым другом и помощником, мягко указать на недочеты в работе и возможные пути развития. Но, увы, у большинства из нас он ведет себя совершенно безобразно. Вот некоторые из его любимых фраз:
— Уроки живописи? Какая еще живопись? У тебя двое детей, а в школе по рисованию была тройка с минусом. Иди лучше носки заштопай!
— И это ты называешь художественной фотографией? Нет, серьезно — вот это? Да люди в Инстаграм лучше выкладывают.
— Разумеется, ты можешь снять свой танец на видео и выложить на YouTube. Как только сбросишь килограммов двадцать-тридцать.
И так далее, и тому подобное.
В свое время я изрядно натерпелась от Внутреннего критика. Не сосчитать, сколько раз у меня опускались руки от его ядовитого шипения на ухо. Однажды в беседе со знакомым психологом я пожаловалась, как несладко мне живется с таким суровым внутренним голосом, и она спросила: «А кто его научил таким плохим словам?». Этот вопрос поставил меня в тупик. Я пробормотала «не знаю», но про себя решила: что-то в этой постановке проблемы есть.
Через некоторое время я взялась за очередной параграф диссертации. К концу второй страницы Внутренний критик чуть не охрип, рассказывая, как меня поднимут на смех и заставят все переделывать — потому что таких дурацких диссертаций еще ни один научный совет не читал. К концу третьей страницы я не выдержала. Я решительно отодвинула клавиатуру, обратила на Критика мысленный взгляд и строго спросила:
— Ты где таких гадких слов нахватался? Тебя кто такому научил? Ты меня должен любить и подбадривать, а ты себя как ведешь?!
Следующие два дня моего Внутреннего критика не было ни видно, ни слышно: будто сердитый попугай, потрясенный услышанным, свалился с жердочки и теперь лежит с сердечным приступом в углу клетки.
Эта ситуация заставила меня задуматься: а что такое, на самом деле, Внутренний критик? Его голос — это микс из голосов всех, кто когда-либо в нас усомнился (родителей, друзей, учителей), во много раз усиленный нашими собственными страхами. Это голос темной стороны подсознания, настоящая персонификация нашей неуверенности в себе. Но почему связь с этим голосом должна быть односторонней? Получается, у него есть исключительное право ругать нас и высмеивать, а мы обязаны все это молча глотать? Разве это справедливо?
Тот, кто может говорить, может и слушать. Попробуйте побеседовать со своим Внутренним критиком как с живым существом, способным воспринять ваши претензии и пожелания. Да, Внутренний критик обитает у вас в голове, но голова-то — ваша! Вы в доме хозяин, а он — только жилец. Возможно, такой диалог с собственным подсознанием приведет к очень неожиданным результатам.

Рулетка запускается!


19:25 

Двадцать седьмая неделя (1-7 июля)

«Сохраняя положительное отношение к жизни, можно быть счастливым даже в самых неблагоприятных условиях». — Далай-лама

У меня есть любимая игра под названием «развлеки себя сама». Игра интересная, затягивающая, а главное — жизненно необходимая! Однажды я пожаловалась своему научруку, что в последнее время на лекциях нам повторяют одно и то же, и поэтому слушать становится невероятно скучно. На что моя чудесная научрук посоветовала мне «немного развлечься» — найти среди всей скукотищи то, что будет по-настоящему интересно.
Да, лекторша вещает занудным тоном. Да, этот материал мы давно уже выучили. Но жесты... Ах, какие у нее жесты! Грация, эмоциональность... Залюбуешься. Скука забыта — внимание приковано настолько, что я даже начинаю снова слышать материал беседы.
С тех пор мир стал намного прекраснее и удивительнее. В длинной очереди за хлебом непременно найдутся хотя бы два человека, наполняющие собой пространство. А на монотонной работе можно устроить соревнование на скорость, пусть даже и с самой собой. Главное в этой игре — чем скучнее ваше изначальное положение, тем радостнее выигрыш.
Секрет в том, что чаще всего мы сами выбираем, скучать или развлекаться. Мокнуть под дождем или носиться по лужам. Раскрасить свою жизнь в яркие краски, добавив в нее интереса, радости и немного хулиганства... Разве не нужен для этого творческий взгляд истинного художника?

Рулетка запускается!


19:00 

Двадцать шестая неделя (24-30 июня)

«Дорога под названием "потом" ведет в страну под названием "никогда"».

Многие творцы привыкли откладывать дела на мифическое «потом». Особенно когда осталось доделать всего чуть-чуть! Или когда переживаешь за результат и потому боишься браться. Для таких людей есть простой до гениальности способ, который называется «правилом 5 секунд». И поверьте, он эффективен не только для творческих сфер!

Правило 5 секунд
(для тех, кто привык откладывать)

Как оно работает?
Предположим, у вас есть цель, но вы постоянно откладываете действия на потом. Что это? Лень? Страхи? Сомнения? Недостаток мотивации?

Как только у вас появилось намерение что-то сделать, досчитайте от 5 до 1 и начинайте действовать. Такой обратный отсчет прервет ход мыслей, мешающих вам начать. У сомнений и страхов не останется шансов вам помешать.

Правило 5 секунд может быть полезно в совершенно разных ситуациях. Например, вы:
1. Чувствуете, что можете сорваться и на кого-то накричать. Сосчитайте от 5 до 1 — это даст вам возможность успокоиться.
2. Не можете начать какой-то проект, например, написание диплома или статьи. Сосчитайте от 5 до 1, откройте документ и начните писать.
3. Боитесь позвонить кому-то. Сосчитайте от 5 до 1 и наберите номер.

Таким образом, это правило поможет вам как в выполнении бытовых мелочей, так и в достижении серьезных целей.

Все гениальное — просто.

5, 4, 3, 2, 1, начали.

Рулетка запускается!


19:10 

Двадцать пятая неделя (17-23 июня)

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы». — Эрих Мария Ремарк

Увидела биографию Майкла Салливана в вольном пересказе Владимира Гуриева и так восхитилась, что несу ее вам немедленно и без купюр. На редкость вдохновляющая штука даже в отрыве от писательства.

«после "принципов" далио понял, что слишком поумнел и решил почитать фэнтези, пока совсем не прижало.
фэнтези, кстати, оказалось нормальное, но история автора интереснее, чем его книжки.
короче, чувак всю жизнь писал романы. тринадцать романов, четыре рассказа, больше ста отказов.
так прошло пятнадцать лет.
в возрасте христа автор понял, что что-то идет не так, забил на литературу и попытался найти работу.
десять лет ничего не писал, но потом не выдержал, уволился и за четыре года написал очередную трилогию.
— стоп, — сказала жена. — давай издательствами займусь я, а ты пиши дальше, талантливый ты мой.
автору было сорок семь.
надо сказать, что жена как менеджер оказалась весьма эффективна. за год она получила двести отказов. в два раза больше, чем сам автор за предыдущие двадцать пять лет.
тем не менее, она нашла одно издательство, которое согласилось издать трилогию без аванса.
к сожалению, издательство разорилось, не успев выпустить даже вторую часть.
ну то есть господь бог намекал как мог.
но жена, чтобы последнее слово осталось за ней, уговорила чувака выложить книжки на амазон и продавать самому.
когда он продал первые несколько десятков тысяч экземпляров, к нему пришли из нового издательства с авансом в зубах.
в общем, что у чувака в активе сейчас.
общий тираж проданных книг на английском языке — 1,5 миллиона.
шесть шестизначных авансов и один семизначный — это очень много.
85 переводов на другие языки.
почти 400 тысяч оценок на goodreads, audible и других сервисах.

но реально чуваку этого оказалось мало, и пару лет назад он вернулся в self-publishing, потому что там он контролирует весь процесс, может выбирать обложку и редактора, ну и денег тоже сильно больше выходит.
на издание последней книжки он попытался собрать на kickstarter 22 тысячи долларов, но уже собрал 110 тысяч, и сбор еще не закончен.

а мог бы, как все, заниматься нелюбимым делом, спиться и умереть от сердечной недостаточности в пятьдесят пять.

слабак».

© Vladimir Guriev

Рулетка запускается!

image

08:36 

Двадцать третья неделя (3-9 июня)

«Лучший способ взять свою жизнь под контроль — задавать себе постоянно вопрос "Зачем мне это надо?"»

Основатель компании Тоуоta, Caкити Тoйодa, постоянно пользовался правилом «пяти пoчeму». Во всех непонятных ситуациях он использовал этот метод, и тот ему всегда помогал.

Вот это правило. Например, тебе хочется шyбy. Спрашиваешь себя: почему я хочу шубy? Это первое «почему». Отвечаешь: Потому что я хочу всех удивить. Окей, второе «почему»: Почему ты хочешь всех удивить? Ответ: Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание. Третье «почему»: Почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: Потому что я чувствую себя неуверенно. Четвертое «почему»: Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Ответ: Потому что я никак не могу реализоваться, так как я сижу на одном месте. Пятое «почему»: Почему ты не можешь реализовать себя? Ответ: Потому что я занимаюсь тем, что мне не нравится. И скажи теперь, при чем тут шуба?

Caкити Тойoдa учил, что в ответе на пятое «почему» и кроется первопричина, которая, на первый взгляд, не просматривается. Пятое «потому что» выводит на свет то, что скрыто. Если угодно, пятoe «потому что» и есть настоящий ты. Это действенный способ проверить, что ты на самом деле скрываешь, в чем боишься признаться даже себе, чего действительно хочешь и что в твоей жизни просто мишура. Честный ответ может оказаться болезненным, но именно он — самый первый и важный шаг в изменениях к лучшему.

Рулетка запускается!


17:56 

Двадцать вторая неделя (27 мая — 2 июня)

«А я добавлю в лужу соли — и будет маленькое море!»

Нам с братом было по восемь, когда мы изобрели универсальную формулу управления погодой. В период дождей, которые у нас длились неделями, призвать солнце можно было так: сесть за стол, нарисовать сотни маленьких солнышек и развесить по всему дому. Тогда сначала прояснялось настроение, а потом постепенно на смену тучам приходило солнце.
С тех пор эта формула не раз подтверждалась повседневной жизнью. Когда вокруг темно, единственный способ изменить все — это создавать свет вокруг себя, много маленьких источников свечения. И тогда пространство вокруг тоже наполнится этим светом.

Рулетка запускается!


16:56 

Двадцать первая неделя (20-26 мая)

«Вдохновение — это умение приводить себя в рабочее состояние». — Александр Пушкин

Так получилось, что я с самого начала поняла, как мало в творчестве вдохновения. Чудовищно, катастрофически мало; творчество — это каторжный труд, и за каждый порыв вдохновения художник платит днями непрерывной работы. Это начинаешь понимать, когда переходишь через рубеж нескольких сотен часов.
Когда ты пишешь идеальную строчку, и у тебя подрагивают пальцы от удовольствия. Когда после того, как бросаешь ручку на стол, дышишь так, словно пробежал несколько километров в гору, а не написал три предложения очередной миниатюры. Когда ты склеил крошечный макет, а тебе хочется встать на колени перед столом и разрыдаться, потому что так больно и так хорошо, будто вырвал что-то изнутри. Когда ты дошел до экстаза в половину третьего ночи, с температурой под сорок переводя философскую лирику — и написал гениальное стихотворение, которое может родиться едва ли не раз в жизни.

Вдохновение — это порыв. Порыв, а не кульминация. Вдохновение — это когда ты берешь ручку. Пододвигаешь к себе тетрадку. Проводишь пальцами по кистям. Ссыпаешь в подол бусины. Это — порыв, который может стать призывом к действию.
Но важно понимать, что этот выстрел может оказаться холостым.
А еще — его может не быть совсем.
читать дальше

Рулетка запускается!


17:04 

Девятнадцатая неделя (6-12 мая)

«Когда ты уже готов сдаться, ты ближе к цели, чем думаешь».

Для того, чтобы продолжать начатое, нужно терпение. А для того, чтобы раз за разом вставать после неудачи, вытаскивать палки из колес и начинать снова, — вера в свое дело. И мудрость. "Терпение и труд все перетрут", "Вода камень точит", помните?.. Но пока это только слова. Поэтому в сегодняшней Рулетке хотелось бы поделиться с вами историей о замечательной бабушке — бабушке Любе.

"В подъезде нашего дома жила бабушка. Бабушка Люба. Ей было 87 лет. Милая, приятная старушка, всегда в хорошем настроении, улыбчивая и приветливая. Для меня она — Просветленный Лидер. Спокойно! Я в своем уме и не падала ниц, когда видела ее сидящей на скамеечке около подъезда. Объясню, почему я так думаю.

Сначала бабушка Люба украсила подоконники на нашем этаже и в нашем подъезде горшками с цветами. Красиво. На следующий день самые яркие цветы — те, что с бутонами, — украли, и около метро можно было увидеть прытких торговцев с горшками бабушкиных цветов.

Соседи решили поставить замок и домофон на входную дверь. А она повесила на стены рамки с изречениями великих, пробуждающие совесть и действующие как заповеди. И снова поставила цветы на подоконник. Уютно.

В подъезд стали проникать шумные подростки. Бабушка Люба вышла и… предложила им воды или чая. Они долго смеялись. Пообрывали цветы и перевернули рамки.

На следующий день она снова поставила цветы, вернула рамкам прежний вид и положила на подоконник книги. Классику. Пришли подростки. Галдели, шумели. Она вышла и предложила им чай со своими плюшками, аппетитными и вкусно пахнущими. Ребята не смогли отказаться. И даже уволокли с собой книги с обещанием прочитать. Цветы они не тронули, рамки тоже.

читать дальше

Рулетка запускается!


14:30 

Шестнадцатая неделя (15-21 апреля)

«Если хочешь, чтобы твои сны стали реальностью — проснись». — Амброз Бирс

Часто встречается мнение, что творческому человеку для собственно творчества нужны идеальные условия. Обычно они воплощаются в образе маленького домика где-нибудь в горах или у моря, где нет шумных соседей и жесткого графика работы, зато есть беспроводной Интернет и вдохновляющий пейзаж за окном.
Однако плохо не то, что у большинства из нас такого домика нет и в ближайшем будущем не предвидится. Плохо то, что творчеству не поможет ни загородный домик, ни целый особняк. Художникам, стремящимся уехать за границу в поисках сюжетов для будущих шедевров, советуют сперва поискать в собственном дворе. Прежде чем паковать чемоданы, нужно научиться уезжать в своих мыслях. Остаться в шумном мегаполисе и при этом вырваться из него — значит научиться видеть изнанку большого города, услышать его поэзию, заключенную в перекрестках улиц и углах домов. Они тоже могут быть творческими и вдохновляющими. Иногда достаточно задать мучающий тебя вопрос и хорошенько присмотреться к лицам вокруг, прислушаться к разговорам прохожих, чтобы ответ нашелся в тот же день.
А вы сумеете описать вид из своего окна так, чтобы и незнакомцу захотелось приехать в ваш город?

Рулетка запускается!


19:15 

Двенадцатая неделя (18-24 марта)

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». — Виктор Гюго

На днях я сказала одному мужчине: «А тебе пошло бы танцевать фламенко». Он как-то даже возмутился и сказал что-то типа: да конечно, куда уж мне, с моей-то «грацией».

Я возразила, что фламенко — совершенно не про это. Там не нужно быть грациозным в том смысле, что, скажем, в балете, и уж тем более не нужно быть конвенционально красивым. А нужно — иметь substance, внутреннее наполнение, которое придаёт танцу содержание.

«В Испании многие конкурсы фламенко выигрывают старухи. Они танцуют с чувством судьбы, с привкусом крови во рту, у них в каждом жесте столько пережитого, что выходящая следом молодая танцовщица кажется спортсменкой», — сказано в тексте, который попался мне на глаза буквально через пару дней после диалога. И там же, в этом же тексте, было очень важное про красоту.

«Ваши телесные недостатки видны окружающим тогда, когда они видны вам самим. Иными словами, если вы их считаете таковыми. Невозможно хорошо двигаться, если вы в глубине души уверены, что некрасивы».

Я часто замечаю отзвуки этого в других людях. У меня есть знакомые, которые злятся, если назвать их красивыми: они не понимают, что красота — это крайне субъективная вещь, нет ничего более субъективного, чем оценка чьей-либо красоты.

читать дальше

Рулетка запускается!


14:41 

Одиннадцатая неделя (11-17 марта)

«Что ты знаешь о космосе? — Он большой». — Лана Ипекакуана

Так многому можно научиться не из умных книг, а из простых наблюдений за тем, как человек делает свое дело. В последнее время в соцсетях ходит мода на профессиональные треды — цепочки обсуждений и фактов, посвященные отдельным профобластям. И это целая сокровищница, в которой можно откопать немыслимые богатства — посмотреть на то или иное занятие глазами мастера. Нам особенно приглянулся тред художницы Ланы Ипекакуаны, которая рисует знакомые многим истории из жизни выразительной рыжей девушки.

«Когда я работала в лепнине, однажды не могла слепить лист, отходящий от ветки — всё получался не живой, неестественный. Подошёл начальник и просто сказал: "Почувствуй, куда ему будет удобно расти, и туда его и пусти". Я так и сделала, и всё получилось».

От этой незатейливой истории внутренний творец расправляет крылья. Не знаешь, куда должно завести повествование главного героя — просто подумай, куда он хочет сейчас отправиться. Меньше расчетов, больше жизни. Знания в каждой из областей мастерства необходимы, но иногда требуются не они. Хотя знания все равно останутся с тобой — и в нужный момент подскажут, как обставить тот путь героя, который он выбрал сам.

Вот еще несколько изумительных в своей простоте советов-наблюдений:

«Преподаватель живописи требовал, чтобы натюрморты и натуру мы не только видели, но и чувствовали. Про соотношение цвета и светотени на ноге натурщицы он рассказывал так, будто это был фантастический детектив: это легло сюда, это отразилось здесь, ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, КАК ЭТО КРАСИВО?!
Вообще, он любил влетать в аудиторию и встряхивать за плечи с криком "Ты чувствуешь?!" — имея в виду красоту чего угодно: снега за окном, платья студентки, удачного стеклянного натюрморта. Я до сих пор часто задаю себе этот вопрос. И если не чувствую, значит, пора что-то менять».

«Удивительное дело: когда узнаёшь больше о цвете и композиции, начинаешь видеть, что по-настоящему некрасивых людей очень мало. Большинство просто носят цвета, причёски или вещи, которые им не идут, и не подчёркивают красивые стороны своего образа».

Чьими глазами вы бы хотели посмотреть на мир вокруг? У чьего опыта — научиться простому и важному?

Рулетка запускается!


14:05 

Девятая неделя (25 февраля — 3 марта)

«Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту». — Лев Толстой

Художники любят спорить: в чём заключается задача художника? И имеет ли право художник рисовать что-то ужасное, если хочет — или он должен нести в мир только добро и красоту в мимимишной форме (цветы, пейзажи, красивые люди, вот это всё)?
У меня был случай, равный божественному откровению — случай, открывший мне, для чего в мире существуют художники. У нас позировала тогда девушка, настоящая панкуха, саркастичная, циничная, насмешливая. Ходила она в рванье и с булавками в ушах. А позировала в народном платье.
Однажды вместе со студентами портрет этой девушки-панкухи написала преподаватель Ольга Сорокина — на мой взгляд, одна из лучших орловских художниц — и оставила этот портрет в аудитории, так что студенты, не занимающиеся у неё, тоже его увидели.
На портрете девушка была очень живая и очень похожая, но какая-то совсем другая — трудно объяснить, но это была лучшая версия того же человека. Как будто художница приподняла маску напускного цинизма и злости, посмотрела на настоящее лицо и нарисовала его.
Я смотрела и офигевала. В тот момент я поняла, зачем это всё, зачем на свете художники: есть красота или чистота, которую можешь увидеть только ты, и если ты её не покажешь, то никто её больше не увидит. Ты — хранитель ключей от этой красоты. И это, на самом деле, очень круто.

© Лана Ипекакуана‏

Рулетка запускается!


09:33 

Восьмая неделя (18-24 февраля)

«Подождите, идея загружается...»

Сегодня мы вслед за издательством «Манн, Иванов и Фербер» хотим поделиться с вами списком из 20 приложений, блогов и курсов, которые помогут развить воображение, включить фантазию, написать рассказ или песню, придумать классный дизайн и найти вдохновение буквально на что угодно.
Впереди целые выходные ― самое время пригласить музу на чай!

Коллекции

Сайты с картинками, фотостоками, работами рекламщиков, художников и прочих креативщиков. Вдохновения ради.

1. Coloribus

Крупнейшая онлайн-коллекция креативных рекламных материалов со всего мира. Поможет, если нужно найти архивный ролик, которого на YouTube точно нет.

2. Behance

Иногда дизайнерам и иллюстраторам помогает вдохновиться просмотр чужих работ. Behance — одно из лучших приложений, позволяющих это сделать. Оно открывает доступ к миллионам проектов в моде, типографии, архитектуре, фотографии, цифровом искусстве. Вы можете разместить там свое портфолио, которое увидят миллионы пользователей.

читать дальше

Рулетка запускается!


17:02 

Шестая неделя (4-10 февраля)

"Смысл жизни в том, чтобы найти свой дар. Предназначение жизни в том, чтобы раздать его". — Пабло Пикассо

Думаю, все мы на разных этапах жизни искали свое предназначение. А кто-то ищет до сих пор — проходит психологические тесты, заказывает расклады на Таро, консультируется с коучами и педагогами. Я в свое время перепробовала чуть ли не все эти способы: отсутствие четкой миссии и понимания, зачем я в мире, ощущалось как дыра в теле, в которую не больно, но тревожно задувает осенний ветер. Что интересно, дыру эту я в итоге залатала — а где-то год спустя наткнулась на "Письма существу" япониста и психолога Яны Саковской, которые буквально каждой строчкой подтвердили мои мысли. Возможно, сегодня они станут недостающим фрагментом и в вашей мозаике.

Письма существу. 1. Нужность

Ты говоришь мне, существо, что ты хочешь быть нужным. Или говоришь, что ты хочешь, чтобы то, что ты делаешь, люди находили полезным.

Существо, обнимаю тебя.
Я думаю, что ты практикуешь одновременно несколько вещей.
Ты практикуешь незнание себя, не-бытие собой, нелюбовь к себе, не-восхищение собой. Может быть, ты практикуешь стыд на месте интереса к себе. Возможно, ты практикуешь решение, что быть собой в условиях Земли невозможно.

Когда ты знаешь себя, когда ты празднуешь себя, когда ты живёшь в наслаждении собой, когда ты живёшь в тонком трепете и чуткости к божественному свету внутри тебя, ты знаешь, что — твоё.
Вопрос, нужно это другим людям или не нужно, просто не стоит. Потому что ты не можешь выбирать, что делать.
Когда ты выбираешь быть собой, ты не можешь делать действия, которые не ткутся естественно из нитей и струн твоего Бытия.
Понимаешь?

Рулетка запускается!


13:35 

Пятая неделя (28 января — 3 февраля)

"Жизнь — это не поиск себя. Это создание себя". — Из книги "Манифест двадцатилетних"

"Нужно развивать свой стиль" — известная творческая аксиома. Однако для развития стиля его сначала необходимо найти. Как? Писатель Джефф Гоинс предлагает 10-ступенчатую систему упражнений для поиска "своего голоса". Конечно, в первую очередь его советы предназначены для людей пишущих, но вы можете мысленно заменить "писать" на "творить" — и убедиться, что они точно так же подходят для художников, музыкантов и представителей любого другого вида искусства.

***

1. Опишите себя тремя прилагательными.
Например: вспыльчивый, веселый, игривый.

2. Спросите себя — и честно ответьте: "Так ли именно я пишу?"

3. Представьте своего идеального читателя. Опишите его в деталях. После чего пишите для него и только для него.

Например: "Мой идеальный читатель умен. У него есть чувство юмора, он очень сосредоточенный и очень продвинутый в том, что касается технологий и поп-культуры. Он саркастичен и любит повеселиться, но не теряет времени попусту. А еще он любит пиццу".

читать дальше

Рулетка запускается!


16:30 

Вторая неделя (7-13 января)

"Сделай шаг, и дорога появится сама собой". — Стив Джобс

Когда я теперь пишу статьи (а до того — диссертацию, а до того — пяток курсовых, а до того — еще кучу нудных, но нужных текстов), мне очень помогают две ментальные уловки. Обе просты, как валенок, но пользу приносят едва ли не астрономическую.

Первая принадлежит Злате Николаевой: "На свою радость или беду научила коллег старому приему, как писать гуманитарный текст (описание, совет, колонку), если не пишется и страх чистого листа. С 2008 года практикую: надо просто начать с "ну бля, короче..." — и дальше текст сам выстраивается без воды и вот этого всего". (Главное, не забыть потом стереть первые три слова!)

А вторая хитрость — и не хитрость даже, а просто правда жизни, которую хорошо бы иметь в виду: "До чего же гнусный бывает этот мотивационный механизм, когда хочешь сделать все хорошо, настраиваешься, готовишься внутренне, стараешься, одним словом. Вместо того, чтобы просто взять и тупо сделать. Тупо сделать — значит сделать без мыслей в голове, но и не в феерическом "потоке", который вспотеешь ловить. Тупо сделать — это взять и сказать, написать, предложить. Это не значит сделать некачественно, спустя рукава или нарушая какие-то важные принципы работы. Режим #тупосделать — это практически единственный режим, который не регистрируется внутренним перфекционистом и прочими страхами и троллями. Самый лучший режим. Скромный и экономный в лучшем смысле этого слова. Без всей этой красивой борьбы с собой, go with the flow и тому подобного. Выбирайте #тупосделать и наконец-то сделаете". (Татьяна Новоселова)

Давайте сегодня сделаем первый шаг. Необязательно большой: просто один абзац рассказа, набросок в свежекупленный блокнот или десяток крестиков в только что распакованную вышивку. Начало — половина дела! Вы и сами не заметите, как за первым шагом последуют все остальные.

Рулетка запускается!


16:30 

Первая неделя (31 декабря — 6 января)

"Завтра — первый чистый лист книги в 365 страниц. Напиши хорошую книгу". — Брэд Пейсли

Очень мне нравится идея считать каждый год — новой книгой. Это дает удивительную свободу: даже если в предыдущем томе где-то запутался, поставил кляксу, не сумел совладать с сюжетом, — 31 декабря последняя страница перелистнется, и все ошибки обнулятся. А новая книга — вот она: чистая, свежая, без единой помарки, полная бесконечных возможностей и сюрпризов. Что в ней будет? Решать только нам! Любовь и творчество, счастье и вдохновение. Да, не все в нашей судьбе зависит от нас, большой мир неизбежно вносит свои коррективы, но в конечном итоге именно мы — авторы своих жизней. Именно мы выбираем ракурс, фокус, точку зрения. Именно в наших пальцах лежит волшебный карандаш, способный создавать реальности и двигать горы.

Будьте в наступающем году Творцами, друзья. В каждом миге, каждом выборе, каждом жизненном решении. А мы всегда будем рядом — чтобы поддержать и искренне восхититься теми чудесами, которые выходят из ваших рук.
Часы начинают обратный отсчет. Что вы напишете в последнем абзаце этого закрывающегося тома?

Рулетка запускается!


13:14 

Пятьдесят первая неделя (17-23 декабря)

«Все, что от тебя требуется, — это никогда не сдаваться».

Мы много раз призывали наших читателей не сдаваться. Перетерпеть еще один критический отзыв, еще один испорченный лист, еще один шажок непростой дороги — чтобы в конце концов достичь заслуженного мастерства. Но знаете что? Уметь вовремя сдаться — так же важно, как уметь стиснуть зубы и продолжить путь, несмотря на неудачи и сомнения. Когда-то об этом замечательно сказала дайри-юзер Tig-renok:

«Непопулярное мнение в век "позитивной психологии", но я считаю, что надо уметь сдаваться. Бросать неподъемные проекты, пока они тебя не утянули с собой на дно. Уходить с плохого кино. Не дочитывать книгу. Разрывать токсичные отношения. Ставить конкретные цели и менять их в зависимости от обстоятельств. Мне кажется, важные вещи все равно идут изнутри, когда несмотря ни на что будешь делать, писать, карабкаться. Никогда не видела, чтобы мотивация "не могу же я все бросить!" приводила к чему-нибудь хорошему».

Сегодня 20 декабря. До конца календаря остается десять дней — вполне достаточно, чтобы провести ревизию своих проектов и выбросить то, что больше не воодушевляет и не радует, зато исподтишка подъедает ресурс. Не тащите все это с собой, не въезжайте в новый год на дохлой лошади — оставьте ее у порога, поблагодарив за верную службу (и убедившись предварительно, что это именно дохлая лошадь, а не какой-нибудь коварный кризис-искуситель). Потому что в том и парадокс, что трезво оценивать свои меняющиеся потребности и корректировать в соответствии с ними курс — наоборот значит НЕ сдаться. Сдаться — это плыть по течению, уже не понимая, куда и зачем тебя несет и не получая от этого ни малейшего удовольствия.

Говорят, декабрь — пора костров. Пусть все, что обременяет и задерживает нас на нашем пути, сгорит в их веселом пламени, и в новый год мы войдем свободными и очищенными. То, что было, было своевременно и правильно. Дальше будет лучше.

Рулетка запускается!


13:20 

Сорок девятая неделя (3-9 декабря)

"Гори, но не сжигай. Гори, чтобы светить". — Lumen

Некоторое время назад мы говорили в Рулетке о двух типах творцов — "технарях" и "магах". Первые считают себя полностью ответственными за все свои успехи и неудачи, сводя роль вдохновения максимум к импульсу — первой искре, которую при труде и умении можно раздуть в полноценное пламя. Вторые же нередко прибегают к понятиям "ноосфера", "космос", "божественный промысел". Татьяна Толстая образно писала про встроенный в голову приборчик, способный перерабатывать поступающий сверху поток и производить готовый продукт, — мол, нужно чистить его каждый день тряпочкой и маслицем, а с Богом себя не сравнивать.

Лично мне идеалом видится совмещение двух этих подходов: когда ты и открыт "космосу", и способен при необходимости включить Капитана Железную Задницу, положить руки на клавиатуру и выдать пятнадцать тысяч знаков вне зависимости от настроения и расположения планет. В общем-то, я так и делаю. И всякий раз впадаю в бессильный гнев, осознав, насколько кардинально отличается результат. Во втором случае из рук моих выходит просто хороший текст — добротный, грамотный, не прикопаешься. Увидев его, редакторы обычно говорят "все отлично" или "получили, спасибо". В первом же случае они не говорят ничего — просто спрашивают, можно ли забронировать меня на год вперед. Или что зачитали отрывок коллегам, и в опен-спейсе три человека заплакали.

И я почти с обидой думаю: почему?! Почему я впахиваю, как лошадь, развиваю мастерство, десятилетиями (уже даже не годами) прокачиваю навыки — и все равно результат моей самой добросовестной работы оказывается лишь бледной тенью того, что приносит с собой непредсказуемое, капризное пламя вдохновения? Как поставить это пламя себе на службу? Укротить его, приручить и поселить уже наконец под противнем, на котором я выпекаю хлеб свой насущный?

читать дальше

Рулетка запускается!


15:38 

Сорок восьмая неделя (26 ноября — 2 декабря)

"Человеку нужен человек".

Все просто: с кем-то ты расцветаешь, а с кем-то гаснешь. Это ничего не говорит о душевных качествах человека — он может быть самым прекрасным в мире! Но не для вас.
Люди рядом с вами не должны быть идеальными. Но должны быть "своими" — чтобы пространство внутри отзывалось на них теплом. Только рядом с ними мы можем расти творчески и душевно.
А среди ваших знакомых много людей, которые помогают душе распускаться?

Окружай себя только теми людьми,
С которыми можно ноги поджать к груди
И говорить о том, как устроено мироздание,
Какие люди удивительные создания,
И отчего небо синее, а солнце греет.
Люди, которые так же, как ты, умеют
Жить. И чувствовать пульс Земли.
Окружай себя теми, с кем богатеешь, будучи на мели.
С кем душа тянется к настоящему и живому.
Окружай себя теми, с кем по-простому,
От кого ничего не ждёшь и знаешь — он от тебя не ждёт;
Теми, кто живёт,
С кем не нужно выдумывать образов и ролей,
С кем становишься сам живей!
И с которыми даже может случиться
воинственный спор,
Но и он раскроет в тебе самом
Что-то искреннее, важное и твоё.
читать дальше

Рулетка запускается!


E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100