Всё продолжаю переваривать элементы недавнего разговора. Олька не первый раз уже фыркает в сторону типологии Княжны, я не давлю, мне и расшифровать не сложно, и с ней нужно не в абстракции...
Но следующим утром добралась до висящего в закладках видео Марка Мэнсона на тему MBTI. Даже услышанное от уважаемого мыслителя "не стоит внимания" провоцирует реакцию "о, надо сбегать и посмотреть" (ISTP-A, хотя, как и ожидалось, два из четырёх на 1-3% отстоят от точки равновесия; два дня спустя другой тест говорит INTJ с примерно тем же разбегом), но, в общем, я согласна с ММ, лёгкий флёр наукообразности не скрывает отсутствия принципиальных отличий от той же "Кроме людей", которая и не претендует, зато при должном понимании даёт более гибкий и занятный инструмент.

Безусловно, "Кроме людей" изначально ориентирована на подростка. Как и все тесты, которые человек берётся проходить сам: их крючок — это потребность в группировании. Но, подумалось мне внезапно, для личного роста естественно обращаться к Внутреннему Подростку. И, задержавшись на этой мысли, я обнаружила внезапную пустоту в теориях там, где этот самый Подросток должен был бы быть. Потому что именно Подросток — это узнавание нового и пересечение границ, открытие-принятие-назначение себя чем-то другим и кем-то другим, и всё вышеперечисленное есть база для входа в новую область жизни.
Внутренний Ребёнок хранит навык развлекаться и радоваться и просто любить мир, и настолько встроен в окружающую реальность, что вообще не в курсе, что там, за границами его мира, тоже есть какое-то бытие. Внутренний Родитель эти самые границы охраняет. Внутренний Взрослый оперирует наличествующим знанием.
А Внутренний Подросток — порыв постигать и изменяться, преступать границы и видеть, как принятые решения открывают новые горизонты; делать первый шаг и обнаруживать начинающийся с него путь в тысячу ли. И каждая новая область знаний существует именно так, что решение-идентификация с группой открывает доступное только этой группе. Так построены обучение в университете и квесты в РПГ. Студент-физик становится студентом-физиком, когда решает погрузиться в этот мир; это делает не Ребёнок — это не реактивное действие и не испытываемая эмоция; это делает не Родитель, потому что он не может ничему научить в сфере, о которой только что принято решение обучаться в ней; и это делает не Взрослый, потому что данных для объективного решения в этом тоже нет, и запроса на диалог нет тоже. И если на такой серьёзный жизненный шаг, как выбор учебного направления, ещё могут влиять многочисленные мусорные воздействия от этих троих ("это весело", "это престижно", "хватит баллов поступить", etc, и все они всё ещё мусорные, потому что на самом деле никак не связаны с ответом на ключевой вопрос "кем я хочу быть"), то всегда есть решение, свободное от этого давления среды, будь то "хочу научиться рисовать" или "буду вышивать крестиком" или "стану байкером". Получается вакуум власти в стандартной схеме, которая не может ответить на вопрос, кто же решает "Я хочу научиться Х", "Я хочу быть N" и "Я хочу заниматься Z".
...Где-то на фоне всего этого рассуждения во мне бубнят вперемешку Гермиона "должна быть книга об этом" Грейнджер и Марк "the creative advantages of ignorance" Мэнсон.

Любая типология выдаёт результат "Ты — N", который может работать таким же порогом. Чем она проработанней, богаче, шире, тем больше вероятность обнаружить в ответе не только то, что про себя уже известно.
Можно, разумеется, с размаха вляпаться в внедрение установок-ограничений "Я Z, а Z так не делают"; единственная из известных мне типологий, полностью свободная от такого — Лиса Сойт с её абсолютным и единоличным главенством осуществлённого внутреннего выбора. Но и в других случаях подобное ограничение порождается изнутри.
Вырастить себе оправданий тоже можно — но типологии для этого не обязательны. И я, пожалуй, оправдания зримые, оформленные рационализации предпочту сырому набору встроенных разниц между мерками для других и для себя.
Но увидеть эти общие характеристики и проблемы, как области красных флажков для будущей проработки, новостью и напоминанием, никогда не лишне. Остановиться и задуматься временами, верно ли я себя определяю и туда ли иду.

И сохранять внутри эту безбашенную и решительную часть, которая говорит наперекор всем страхам: никогда не поздно начать.

@музыка: Qntal - Owi, Tristan

@настроение: moving point

@темы: идейное