Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

The Bechdel Project

↓ ↑ ⇑
02:40 

жж-шные ссылки

в сообществе feministki:

1. Пушкин феминист?
Перечитывая Александра Сергеевича, наткнулся на множество удивительных свидетельств, которые порой разбивают в моей голове миф о воприятии (и самовосприятии) женщин в прошлом.

2. Улитка на склоне
Привожу своё мнение по поводу этого романа и предлагаю вам поделиться вашим.
Лично мне этот роман отнюдь не показался мизогинным и анти-феминистичным. Скорее наоборот. В романе наглядно продемонстрировано то, что патриархальный мир устарел.

3. Есть ли такая книга?
Когда-то меня очень впечатлила повесть Герберта Уэллса "Сон" (lib.ru/INOFANT/UELS/dream.txt), написанная в 1924 году. В начале книги действие происходит в очень далеком будущем. Группа молодежи, путешествуя, находит развалины старого промышленного городка. Под впечатлением от этой находки один из путешественников видит сон... Это очень длинный сон, в котором герой полностью проживает жизнь англичанина начала XX века. Собственно, из рассказа об этом сне и состоит повесть.
Для своих современников Уэллс не сказал в книге ничего нового. Нищета, тяжелый труд, предрассудки, угнетение женщин (ему в книге посвящено очень много), ханжеская "мораль" - все это его читатели и так прекрасно знали. Но книга "играет" именно благодаря интересному приему: "двойному зрению". Во сне главный герой мыслит, действует и чувствует, как житель викторианской Англии начала XX века. Но проснувшись и став самим собой, он может это отрефлексировать и посмотреть на события глазами человека из будущего. Поэтому быт и нравы эпохи видятся очень яркими, выпуклыми, как будто увиденными впервые, - и не могут не потрясти читателя.
Если кому-то захочется прочесть книгу, я была бы рада - она действительно интересная, и положение женщины тех времен описано очень наглядно. Но я хотела спросить о другом. Я уже давно мечтаю прочесть подобную книгу, написанную о наших днях.

4. рекомендуют фильм "Северная страна"</a

@темы: фильмы, фантастика, книги

13:29 

Пост о сексуальной объективации

Снова не о произвдениях, но о сексуальной объективации. Я думаю, этот пост поможет лучше понять, что же плохого в этом и есть ли в этом плохое?

Интересная выдержка. Ребенок может не сообщать нам о своих желаниях вербально, но существует разница между разумными догадками, основанными на подсказках в поведении ребенка, например, о том, что ребенку хочется обниматься или поесть, и (например) тыканием и щекотанием ребенка или громкими звуками в его или ее адрес, потому что вы, взрослый, хотите вынудить ребенка открыть глаза или улыбнуться. Отношение к младенцу как к игрушке, как к развлечению для взрослых – это еще один пример объективации.

Полностью материал находится тут.

В этом сообществе уже несколько раз поднималась тема сексуальной объективации в произведениях. Женский персонаж зачастую играет в произведении роль объекта, который является для мужского персонажа (субъекта) либо трофеем, либо препятствием, либо фоном. В некоторых произведениях женщину с успехом можно заменить на волшебный посох, скатерть-самобранку и любый другой предмет, и суть от этого существенно не изменится.

@темы: аналитика, рекомендации

17:37 

"Женщина улицы"

Бельгийка Софи Питерс сняла короткометражный документальный фильм о том, как пристают к женщинам на улицах Брюсселя.
Это не вполне про тест Бехдель, за что я извиняюсь, но все же тема смежная. Фильм, снятый женщиной о женщинах. Вполне себе репрезентация.
В фильме Софи берет небольшие интервью и у женщин, и у мужчин. Просто волосы дыбом встают и от того, что говорят мужчины-в-фильме, и от того, как на фильм отреагировали российские мужчины. В целом все сводится к тому, что для защиты женщине нужны мужчина и паранджа, а если она по улице идет одна, не замужем, и одета приятно глазу, то мужчины ни в чем не виноваты - это у них такое развлечение, видите ли.

Фильм с русским переводом встраиваться не захотел. Но он лежит на портале ИноСМИ. По ссылке ниже фильма - феминистическая статья из бельгийской газеты, авторы которой удивляются тому, что удивление вызвал этот фильм.
Комментарии россиян еще ниже. Читать - мерзко, не советую.

От себя добавлю, что сформулированные одной из девушек "правила перемещения по улице" сама давно использую. В глаза не смотреть, если заговаривают - молча проходить мимо, обходить опасно выглядящие группы мужчин на дистанции, которую им лень будет преодолевать и т.д.. А вот моя подруга, когда я ей попыталась об этом рассказать, высказала примерно то же мнение, что мужчины в фильме: де, женщина должна радоваться, когда ей "оказывают знаки внимания". И ведь умный человек... сколько мерзости в наших головах сидит, ужас. :-(

@темы: видео

19:41 

Сокровище/Тужься (Precious: Based on the Novel Push by Sapphire)

Из Википедии:

1987 год, гетто Гарлема. 16-летнюю чернокожую страдающую ожирением школьницу Клариссу «Сокровище» Джонс исключают из местной школы из-за её второй беременности.



По моему, слово "тужься" для названия фильма не совсем подходит. Скорее потужься.

Весь фильм как раз о том, как очень храбрая девочка по имени Сокровище потужилась и смогла изменить свою жизнь к лучшему.
С одной стороны фильм тяжёлый. В фильме на главную героиню не просто обрушиваются беды и несчастья, она уже с самого начала фильма почти тонет в проблемах.Не то, что бы спойлер, но на всякий случай спрячу. После некоторых, пусть и хороших, фильмов остаётся чувство опустошённости и грусти. А этот фильм скорее вдохновил и придал сил.

Смотрела я "Тужься" ещё в феврале, но и сейчас помню всех героинь из фильма. Практически все важные для сюжета герои - это именно женщины: сама главная героиня Сокровище, её учительница Блю Рейн, одноклассницы Сокровища, социальная работница миссис Вайс, мать Сокровища Мэри. Многим из них в жизни пришлось весьма не сладко, но тем не менее они находят в себе силы бороться и решать проблемы. Женщины активно действуют, общаются между собой, дружат. Не все героини гетеросексуальны. Есть пара лесбиянок и показана она так естественно, без пошлости и без напряжения, что глаз радуется. Хотя гомосексуальности не уделяется много времени, буквально пара минут, и внимания на ней не заостряется.
Много внимания уделяется внутреннему расизму Сокровища по отношению к самой себе и то, как она его преодолевает.
Главной темой фильма является домашнее насилие. И мне кажется, что на примере матери главной героини очень хорошо показано, как опасна установка на то, что бы во что бы то ни стало пытаться удержать около себя мужчину, и как страшно, когда главным и единственным для женщины становятся отношения с мужчиной.

@темы: фильмы

13:49 

ссылки полуоффтопом

Ссылки на две записи о фильмах в жж-сообществе феминистки:

1. "Священный дым";
2. "Стэпфордские жены".

И очень интересное интервью с режиссером мультфильма "Храбрая сердцем" Брендой Чапман - о том, что и кто вдохновил, о женщинах в анимационной индустрии, и о чем-то, подозрительно напоминающем проявление сексизма при работе над "Храброй сердцем".

(Полуоффтопом, потому что конкретно с позиции теста Бехдель фильмы в отзывах по первым двум ссылкам не рассматриваются. Но мы можем это исправить в комментариях здесь :gigi: )

@темы: фильмы, мультфильмы, интервью

12:06 

Скажи "Нет!" свадьбе

Может, кто-то видел в избранном, но я делюсь. Две сказки со счастливым концом. Мужская и женская версия.
читать дальше

17:38 

Секс в большом городе, комментарии к сериалу

Нашла в ЖЖ интересный комментарий к сериалу "Секс в большом городе" именно с феминисткой точки зрения.
В самой теме есть несколько весьма интересных комментариев от других пользователей.
Ничего нового, полагаю, для тех, кто интересуется темой. И всё же интересно прочитать, как сериал о четырех независимых женщинах успешно НЕ проходит тест Бехдель =)

@темы: сериалы, рекомендации

20:04 

Образчик выражения оскорбительных для женщин гендерных стереотипов

Сайлент Хилл



Кинопоиск:
Молодая мать, отчаявшись найти лекарство от таинственного заболевания своей дочери Шэрон, отказывается отдать ее в психиатрическую лечебницу. Вместе с Шэрон она отправляется в Сайлент Хилл, город, название которого ее дочь постоянно твердит во сне.
Несмотря на сопротивление мужа, Роуз убеждена, что найдет там ответы, в которых так нуждается. Но когда они подъезжают к заброшенному городу, на дороге появляется таинственная фигура, Роуз резко тормозит, и машина попадает в аварию… Придя в себя, она обнаруживает, что Шэрон исчезла…
В компании упрямой женщины-полицейской из городка неподалеку Роуз отправляется на поиски своего ребенка в Сайлент Хилл, место, непохожее ни на одно другое: город покрыт туманом, его населяют странные, проклятые создания, и время от времени он погружается во Мрак, который буквально меняет все, к чему прикасается…
В поисках дочери Роуз узнает об истории Сайлент Хилла, его пуританском прошлом, полном насилия, и причинах проклятия, висящего над городом. Она понимает, ее ребенок — лишь часть большой, ужасающей головоломки…

www.kinopoisk.ru/level/1/film/78871/

Фильм этот, я думаю, в особенных представлениях не нуждается.
Да, ужастик. И да, снятый даже не по книге или комиксу, а по компьютерной игре. Но при всем при этом чем-то всерьез цепляющий, и не только примитивно-эмоциональную часть сознания-бессознательного, желающую хорошо испугаться.
"Сайлент Хилл" - фильм очень женский и очень архетипический. В сущности, сценарист весьма изящно и не глупо прошелся по многим достаточно значимым архетипам, заставив их приятно завибрировать.
читать дальше

@темы: фильмы, рекомендации

12:18 

Rizzoli & Isles, сериал

- Не можешь без своей подружки?
- Вообще-то - нет, она же лучший судмедэксперт.

Риццоли и Айлс - детективный сериал 2010 года, снятый на основе книг Тесс Герритсен.
В главных ролях Энджи Хэрмен и Саша Александр.
Это детективный сериал, в каждой серии которого раскрывается одно преступление. Серия строится по обычному для таких сериалов принципу: момент преступления - расследование - тупик - озарение - поимка. С этой точки зрения сериал очень обычный. Интересен он другим.
Сразу оговорюсь, книг я не читала, и слышала мнение, что в книгах всё иначе. Я их касаться не буду.
читать дальше

@темы: сериалы, рекомендации, детектив

00:28 

Warehouse 13 (сериал)


Клаудия, Хелена, Майка, Лина


Фантастический сериал телеканала SyFy, действие происходит в рамках той же реальности, что Eureka и Alphas, в сериалах случаются кроссоверы, хотя по тону и акцентам они сильно различаются.
Хранилище 13 - тайная правительственная организация, которая занимается тем, что собирает разбросанные по миру сверхъестественные артефакты (в сериале дается псевдонаучное обоснование их существованию), обезвреживает их, хранит и изучает. Артефакты чаще всего являются предметами, связанными с известными людьми или событиями, и соответствующая энергия определяет их действие. Например: зеркало Льюиса Кэрролла, кисть Уолта Диснея, расческа Мэрилин Монро, перо и дневник Эдгара По, и так далее. читать дальше

@темы: рекомендации, сериалы

00:15 

Голодные игры (книги, фильм)

Не уверена, что имеет смысл писать в этом сообществе о сильно модных/популярных книгах и фильмах, Америку никому не открою, но рискну. Все-таки тест Бехдель и книги, и фильм без проблем проходят, и как на мой взгляд, се хороший пример популярного в народе произведения, в котором нет сексизма (по крайней мере, мне кажется, что нет, но может другие читатели сообщества отыщут).

imagebam.com imagebam.com imagebam.com imagebam.com


Аннотация с Кинопоиска: Будущее. Деспотичное государство ежегодно устраивает показательные игры на выживание, за которыми в прямом эфире следит весь мир. Жребий участвовать в Играх выпадает юной Китнисс и тайно влюбленному в нее Питу. Они знакомы с детства, но теперь должны стать врагами. Ведь по нерушимому закону Голодных игр победить может только один из 24 участников. Судьям не важно кто выиграет, главное — зрелище. И на этот раз зрелище будет незабываемым.
отсюда
:facepalm3::facepalm3::facepalm3:
Не нравится мне эта аннотация. Могли бы хоть приличия ради помянуть, что героиня вызвалась на Игры вместо младшей сестры, которой выпал жребий. Таки важный факт для дальнейшего развития сюжета. Но ладно, я понимаю желание рекламщиков свести все к очередной любовной истории.

читать дальше

@темы: фильмы, фантастика, рекомендации, книги

12:49 

Истории - это жизнь

Автор: yuki_onna
Оригинал: Let Me Tell You a Story
Перевод: Св.
Выделение курсивом авторское. Выделение полужирным мое.
Первые два абзаца оригинального поста опущены, потому что в них была конкретика, обрамляющая пост, но не имеющая принципиального отношения к его сути.


Знаете, почему мы так расстраиваемся, когда не видим женщин, цветных, геев, лесбиянок, трансгендеров и людей всех размеров и видов в научной фантастике и фэнтези? Да, это такая мелочь - о чем выбирают писать авторы фэнтези; не сравнить с равной оплатой труда, равными правами и защитой от насилия, правда? Но мы каждый раз так расстраиваемся, когда поднимается эта тема - когда в Dollhouse изнасилование выглядит милым и приятным, когда CSI каждую неделю наказывает женщин за то, что они живут, когда в космической опере есть люди синие и зеленые, но нет черных. Гетеросексуальные белые мужчины в Интернете ощетиниваются, потому что для них это ерунда, и они не понимают, почему мы поднимаем такой шум. Ну да, обидно, но откуда ярость? Почему это нас так задевает? Почему мы критикуем то, во что они вложили душу - работу всей их жизни?
У меня есть теория. Причина неочевидная, и обычно о ней не говорят.

Для чего нужны истории?

@темы: теория

03:20 

Eureka (сериал)


Фантастический сериал, 5 сезонов, закончен. Лучшие умы США собраны в маленьком засекреченном городке Эврика, где они могут заниматься исследованиями, изобретениями и открытиями в идеальных условиях. Правда, результаты их деятельности время от времени выходят из-под контроля. Приехавший в городок шериф пытается по мере сил с этим справляться. У сериала увлекательно выстроенный замысловатый сквозной сюжет, полный происшествий с альтернативными вселенными и таймлайнами, при этом сценаристы уделяют много внимания последовательности и развитию характеров.
Надо сказать, что в рамках мира сериала как будто не существует проблем гендера, расы и т.д., он пытается демонстрировать полностью эгалитарное общество, довольно успешно, и это сказывается на распределении ролей и построении сюжетных линий. В сериале много ярких, сильных и объемных женских персонажей, и хотя поначалу он чересчур сосредоточен на шерифе Картере и его истории, но затем баланс сюжета выравнивается в пользу других персонажей, и в первую очередь женщин. Большинство из них - ученые, признанные гении своего дела. Дальше...

@темы: сериалы, рекомендации

22:52 

Женщина - кто она?

В контексте одного из обсуждений возник (по крайней мере, у меня) следующий вопрос: а кто такая женщина вообще?
Т.е. вот сообщество посвящено репрезентации женщин в художественных произведениях. Но как определить, является ли какой-то образ репрезентацией женщины? На какие признаки ориентироваться?
Например, есть фильм "Вонг Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар" Можно ли говорить о том, что там представлена женщина (не конкретная, а как таковая, вообще) и женское? Я сейчас, конечно, не о формальноми прохождении фильмом теста Бехдель.
Как определить женщину?
Женщина - это человеческое существо, у которого есть выраженные груди и влагалище?
Или женщина - это та, кто называет себя женщиной?
Или женщина - это та, кого все другие считают женщиной?
Понятно, что вопрос сложный, что такого плана понятия и даже категории определять очень трудно - но хоть как-то попробовать же можно?

@темы: вопрос, теория

10:32 

Есть ли гендерные стереотипы в "Анафеме" Нила Стивенсона?

Для начала - небольшое лирическое отступление (которое, впрочем, имеет отношение к теме). Мне всегда казалось, что термин "new hard science fiction" - вполне устоявшееся название для литературного течения, которое имеет место в фантастике в последние 10 - 20 лет, однако оказалось, что это не так. (Возможно, этот термин случайно попался мне на каком-либо форуме и имел изначально совсем другое значение.) Поэтому поясню, что я имею в виду под "новой твердой научной фантастикой". К ее авторам я отношу нескольких писателей, которых нетрудно перечислить поименно - это Тед Чан и Джеффри Лэндис в США, Дэвид Лэнгфорд и Аластер Рейнольдс в Великобритании и Грег Иган в Австралии (разумеется, этот список неполон, но зато в нем наиболее типичные представители течения). Вполне подпадает под определение "new hard" и роман Нила Стивенсона "Анафем".
читать дальше

@темы: аналитика, книги, фантастика

11:43 

Кинопоиск: Занесенная снегом Французская глубинка. В Поместье собирается семья для встречи рождества. Но праздник не состоится. Хозяин дома убит. 8 женщин, близких хозяину дома начинают расследование.
Каждая из них под подозрением. У каждой есть мотив для убийства. День расследования открывает многие семейные тайны, которые были под семью замками.


Мне категорически не нравится эта аннотация, она совсем не передают суть фильма, но сюжет картины таков. Другое дело, что сюжет в этой картине второстепенен) Здесь упор на характеры, на взаимодействие героинь. И суть не в раскрытии тайн, а в раскрытии характеров и кое-где даже их изменении.
Название фильма уже весьма говорящее, и фильм соответствует. В фильме действительно не появляется ни одного героя мужского пола (за исключением небольших эпизодов-вставок). И хотя сюжет закручен вокруг убийства мужчины, говорят о нем мало.
Каждая героиня представляет собой некий тип женщины. Роковая женщина, папина дочка, замухрышка и т.д. Но во-первых, за время фильма многое меняется, во-вторых эти типажи не то, чтоб очень заштампованны - они весьма жизненные.
Ну и нельзя не упомянуть то, что в фильме еще и неплохо затронута тема гомосексуальности (женской, разумеется).

Оффтопом: в фильме есть песни (у каждой героини своя). И они прекрасны. :)

@темы: фильмы

13:07 

Тизер будущего поста

Во-первых, хотелось бы поблагодарить основателя общества за создание места, где можно обсудить очень сильно меня интересующую меня тему (я из тех, кто всегда анализирует представленность женских персонажей в медиа и bitching around по этому поводу) и наконец-то пообсуждать наболевшее с единомышленниками.
Во-вторых, у меня наклёвывается пост про ту разновидность массовой культуры, где я нашла прибежище своей страдающей по сильным женским персонажем душе, и которая, судя по представленным постам, участникам сообщества мало знакома.
Итак, я пошла полоть грядки и планировать пост, а пока на затравку предлагаю погадать...
в сериалах какой страны мира
- в паре женщина по умолчанию старше мужчины (и даже если персонаж младше, то актриса старше всё равно)?
- мужчины - сексуальные объекты, а женщины - так... ?
- женщинам разрешается применять умеренное насилие в отношении заслужившего мужика, а обратно - нет?
- женщинам можно быть abnormal/несоответствующими социальным идеалам - эротоманками, гиками, неряхами, грубиянками, пухленькими - и получать шикарного мужика ни капли не исправляясь в конце?
- женщины часто временно оставляют любовей своей жизни ради профессиональной реализации?
- большое внимание уделяется женской и межполовой дружбе?

@темы: аналитика, сериалы

21:39 

Корейские сериалы с точки зрения репрезентации женщин или как прав был Маркс

Upd. Рек-лист, если кто заинтересовался.
Когда речь заходит о корейских сериалах, общественное мнение представляет себе концентрированное гламурьё с вкраплением рекламы сотовых телефонов, полное истеричных пластиковых моделек/"певцов-певичек" и невероятных сюжетных заворотов, сделавшее бы честь индийскому кино. И это всё правда. И одновременно этот жанр с течением времени стал невероятно женоцентричным, поменял все привычные женские роли и расширил границы социальных стереотипов. Но это не стало результатом феминистического движения или какой-либо специально проводимой социальной политики. Нет, всё очень просто - это сделала сила бабла.
Для начала немного истории. В 1999 году на экраны Кореи (до того обладавшей неплохой, но особенно не раскрученной национальной кинематографией) выходит боевик Shiri, собравший огромную кассу и привлекший толпы в кинотеатры (его показывали и по нашему ТВ). Продюсеры/инвесторы сказали "Ага" - и понесли деньги в индустрию - в результате в "Стране утренней свежести" в первой половине двухтысячных производилось самое лучшее кино в мире, включая, но не ограничиваясь, распиаренным Ким Ки Дуком. ТВ же в это благословенное время пробавлялось все теми же стандартными схемами, заставившими бы покраснеть бразильцев: "он богатый, она бедная", "злые родичи", "подмененные в младенчестве", "брак против воли по настоянию родителей", "рак - всем рыдать", "подруга увела мужика". Редкие проблески оригинальности и жизненности отыскиваются под лупой и представляют интерес только для историков.
Но тут наступает 2005 год, в котором происходят сразу два события. Первое: выходит на экраны My name is Kim Sam Soon с рейтингами за 50% и пустеющими улицами во время трансляции, зацементировавший схему сериала, нацеленного на максимальные рейтинги: главная героиня, страдающая поначалу от всех возможных неприятностей, на которую кидаются 2-3 шикарных мужика, главный герой - высокомерный богач, сначала ведущий себя как полный мудак, зато потом- няшечка, траектория "первая встреча-антипатия-поневоле вынуждены находиться вместе-сближение-влечение-признание-флафф-неприятность-расставание-воссоединение" и многое другое, плюс та самая горько-сладкая интонация, что и плакать хочется, и бабочки в животе.
читать дальше

@темы: сериалы, аналитика

13:02 

Wicked (мюзикл)

Wicked (Злая) - это вольная переработка романа Грегори Магвайра Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West, в котором рассказывается история Злой Ведьмы Запада из сказок о волшебной стране Оз с точки зрения самой Злой Ведьмы (которая на самом деле вовсе не злая, у нее просто плохой пиар). Пересказ сюжета мюзикла по-русски можно посмотреть на Википедии. А я дальше под катом расскажу, чем он ценен с социальной точки зрения.

Во-первых, общая тема мюзикла - ксенофобия. Главная героиня, Эльфаба, страдает, потому что отличается от остальных людей цветом кожи - она зеленая. Значительная часть сюжета строится вокруг того, что люди Оз притесняют говорящих животных, причем аналогии вполне очевидны, вплоть до фразы, с которой начинается разговор о притеснении: кто-то пишет на доске в классе учителя-козла лозунг "Животные должны быть видны, но не слышны". Неудивительно, что самая известная партия мюзикла, Defying Gravity, вошла в число гимнов ЛГБТ и была выбрана песней одного из гей-прайдов в 2007 г. Да и то, что по сюжету правящие/привилегированные фигуры приписывают нежелательным людям и группам негативные черты, демонизируют их - вполне узнаваемый меньшинствами ход. В числе других поднятых тем - роль внешности в восприятии личности, роль и конструирование общественного мнения, выбор собственного пути в жизни вопреки давлению социума и т.д.
Во-вторых, этот мюзикл ударно проходит тест Бехдель. В основном касте четверо женщин и четверо мужчин, причем у женщин намного больше партий и действий в сюжете. В центре внимания - дружба между волшебницами Эльфабой и Г(а)линдой, а важные сюжетные ходы построены на отношениях между Эльфабой и ее сестрой Нессарозой и на замыслах мадам Моррибль. Мужчины оказываются на вторых ролях любовных интересов, помощников, подзащитных. Даже злодею для осуществления собственных планов нужны героини-женщины. Фактически раскладка активности и самостоятельности персонажей строго противоположная по отношению к традиционной. читать дальше

@темы: театр, рекомендации

17:31 

ворчательное

Отсматривая блогопоиском посты про тест Бехдель, не в первый раз замечаю ошибку: пишут "тест Бехделя".
Элисон Бехдель - женщина. Поэтому тест Бехдель, как и написано в шапке сообщества, несколько раз.

Хочется добавить, что в этой ошибке видится автоматическое допущение, что человек с неопределенной фамилией - скорее всего, мужчина; это допущение - часть той системы "вещей по умолчанию", на некоторые проявления которой и указывает тест.

@темы: организационное, теория

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100