Читая чужие любительские ориджи, думаю: интересно, автор сходу так прекрасно написал (учитывая, что у некоторых попадаются явные опечатки, которые они заметили бы, если правили текст хотя бы раз-два) или добился результата неоднократными улучшениями изначального варианта?

И если первое, то неужели такое действительно бывает? А если второе, то насколько вдумчиво и долго?

Потому что у меня, увы, вторая тактика пока тоже не работает. Если в фанфикшене путь от черновика до чистовика обычно измеряю в одном-двух перепрочтениях (и даже если изменения вношу значительные, то сразу и быстро), то с ориджем почему-то и десятка мало. А со всеми вставками, купюрами, перестановками, изменениями и исправлениями процесс и вовсе растягивается до бесконечности. И всё равно результат безнадёжно далёк от желаемого.

Разумеется, к фикам у меня в разы меньше требований, так как они – лишь для собственного эстетического и психологического удовлетворения (а снятые в голове фильмы, бледным подобием которых они являются, всё равно восполнят всё, что не получилось), и, если повезёт, на радость ещё полутора землекопам. А ориджу сразу поставила планку "так хорошо, как только могу", вот и бьюсь с ним. Но парадокс: он получается хуже фиков. И не могу постичь никакой логикой, как внимательное и вылизанное может уступать спонтанному и-так-сойдёт. Разница большой и малой формы? Волнение мешает полностью раскрыться резервам? Хрен знает.

Причём разочаровывает не столько внутреннее, то бишь само повествование (уж четырёх-то лет хватило, чтобы довести его до ума), сколько внешнее. Не секрет ведь, что даже самый банальный и заштампованный сюжет бывает выигрышен, если упакован в сочный язык, выверенную драму и красивый стиль. Но сколько ни полирую, эти вожделенные составляющие не приближаются к тому, что хочу. А ведь знаю, что могу – в тех же фиках иногда получалось (и даже лучше, чем планировала)!

Не знаю, как с этим быть. Пока что, разумеется, делаю двухлетний перерыв, так как во время всепоглощающей учёбы и хронического недосыпа точно ни о какой эффективности говорить не приходится. А потом буду продолжать как обычно: читать книги мастеров слова, упражняться на сторонних текстах, потихоньку прикидывать способы улучшения...

Утешает, что, по крайней мере, я не одна такая: например, кое-какой из очень ценимых мной современных романов создавался 20 лет. (Справедливости ради, это весьма увесистый кирпич, но всё же.) Не всем быть Уайльдами, рождающими шедевры за три недели. Я, впрочем, ни на шедевр, ни на кирпич вовсе и не замахиваюсь. Но успокаиваю себя тем, что пока есть молодость и здоровье, ещё имею в запасе столько времени, сколько понадобится. К тому же, если не могу с имеющимся опытом (прозу пишу всего 9 лет, не так уж много), то вдруг получится постепенно научиться?

@темы: тварьчество magnum opus