Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

Pensieve

Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.
©Григорий Остер

Путеводитель по дневнику

Мои переводы лежат на AO3
↓ ↑ ⇑
23:13 

Как-то не очень удается смотреть с Яром кино. Видимо, то ли он не поклонник больших форм, то ли формы недостаточно увлекательны.
Пытаюсь опытным путем нащупать, что его увлечет.
Выяснилось, что некоторые безобидные сюжеты пугают его до чертиков. Например, классические "мальчик и его собака", где роль собаки играет какое-нибудь неведомое создание из неведомых глубин. Примеры — "IT" Спилберга, "Стальной гигант" и недавний "Бамблби". В кинотеатре Яр переполз ко мне на руки и вцепился мертвой хваткой. Не могу понять, что его пугало. Думаю, это скорее сквик, чем страх. Что-то индивидуальное. Исключение — дурацкий фильм "Монстр-траки". Возможно потому, что он больше не про монстров, а про траки. :) И очень детский, без претензий.
Однако неожиданно большим успехом оказался просмотр "В поисках капитана Гранта". Специально не стала его звать, сделала вид, что смотрю сама. Яр сначала сидел в другой комнате и прислушивался. Потом перешел играть ко мне. Потом тихонько залез ко мне на колени. Потом я не могла его оттуда согнать. Пришлось посмотреть три серии подряд. Остальные перекочевали на потом. Пока это единственный фильм (сериал), который он попросил посмотреть повторно.
На днях решила попробовать посмотреть с ним "Хоббита". Бабушку мы изгнали, потому что это было невыносимо. Она неустанно возмущалась (тихо, но отчетливо), что фильм вообще не детский, и его следует немедленно выключить. Хотя вообще-то, в отличие от спилберговского доброго и милого "Инопланетянина", он пугал Яра в разы меньше. Хм. Ну ладно. Покажу кусочками. Отдельными эпизодами. Не думаю, что он многое поймет, но и не думаю, что сильные детские впечатления повредят.
Заодно без Яра кусками пересмотрела последний фильм трилогии. В процессе как-то раскисла и вся обрыдалась. Не понимаю, что со мной стряслось, раньше вроде так не пронимало.

@темы: Кино, Дети

22:10 

Новогодний киномарафон

В свободные от работы три новогодних дня я всё-таки успела посмотреть несколько фильмов. Хотелось, как в предыдущие пару лет, больше, но увы.
Так что под катом впечатления всего от пяти фильмов. :)

читать дальше

@темы: Кино

10:59 

Как это Би-Би-Си всегда делает такие классные трейлеры к своим сериалам, что хочется немедленно их все посмотреть? Смотрю в итоге совсем мало, но блин. Трейлеры! Не знаю, в чем секрет.



Очень жду из этого списка «Отверженных». Но черт. Как же меня колбасит от чернокожего Жавера! Окей. Окей, я не буду предвзятой. Может он потрясный окажется. Посмотрим. :)
А еще в 2019-м выходит новая драма по сценарию Рассела Ти Дэвиса — Years and Years. Про какую-то женщину-политика. Не люблю политиков. Но ради РТД, наверное, всё же посмотрю. Тем более в главной роли Эмма Томпсон.

@темы: Сериалы

19:38 

Итоги года

Мадоши меня осалила дня три-четыре назад — запостить свой вишлист. Думала я, думала... и поняла, что не могу ничего придумать. Я не знаю, чего мне хочется. Кроме как побольше денег, чтобы послать Егору на житьё в другом городе, Грише на выпускной, поступление и связанные с этим разъезды, которые предстоят летом, Ярославу на танцы, на которые он хочет ходить, маме на кофемашину и возможность бросить работу и выйти наконец на пенсию. Хочу, чтобы в сутках было больше часов, чтобы можно было взять больше работы и получить больше денег. А то ощущение, что сколько бы я ни старалась, всё утекает, как вода сквозь пальцы.
Но тут я вспомнила, что в этом году получила лучшие подарки на день рождения за очень многие годы: мне подарили сертификат в книжный интернет-магазин и подарочную карту в кинотеатр. Наверное, это и есть мой перманентный вишлист. :)

Ну, и раз уж начала про этот год, напишу про него еще чуть-чуть.
Самым крупным событием года для меня лично стала поездка летом в Питер с Егором и Гришей. Три дня мы гуляли до упада и ни о чем не думали. Я навестила места своего детства и слегка поностальгировала, но в основном мы просто получали удовольствие. Фотографировались мало, потому что хотелось впечатлений, а не охоты за кадром. Но одна фотка мне очень нравится.

Она под катом

Книгами года стали "Центр тяжести" Алексея Поляринова и "Потрясающие приключения Кавалера & Клея" Майкла Шейбона. А книжным событием — подкаст "Книжный базар" на Медузе, который ведут Галина Юзефович и Анастасия Завозова. Наконец-то, наконец-то появился подкаст про книги! Я искала такой уже несколько лет, но никто не делал. Спасибо Медузе за это.

Самым большим удовольствием в кино стали "Три биллборда на границе Эббинга, Миссури", вторая часть "Фантастических тварей" и "Человек-паук: через вселенные".

Под катом сцена из мульта, которая должна войти в анналы и вообще фантастически прекрасна (особенно в контексте, конечно). :)

Ну, и напоследок — лучшее новогоднее поздравление в моей жизни, которое я сегодня получила от племянницы. :)

Тоже под катом

@темы: Книги, Кино, Я

19:04 

"Человек-паук: через вселенные" просто прекрасен. Не буду утверждать, что это лучший спайди-фильм (потому что я их смотрела только один), но это точно лучший мультфильм года.
Самое поразительное в нем — это сочетание новизны и классики. Оно есть и на визуальном уровне, и на смысловом. Феерия авангардизма (в концовке) сочетается с двоящимся изображением, как будто в комиксах краску плохо наложили. Модерновый дизайн — с вставками диалоговых пузырей и мысленных плашек. Навязшие в зубах мотивы обсмеяны и обыграны в совершенно классическом духе. Вообще, ничего более комиксового я никогда на экране не видела. Это кино просто идеально передает ощущение комикса, причем именно комикса про Человека-Паука. Характерные сюжеты, характерное чувство юмора, характерные поведенческие реакции. И при всей узнаваемости они фантастически современны и актуальны.
Это просто фантастика. Дух захватывает.
И ощущение полета!
И боже, они в самом начале вставили значок "Одобрено комикс-кодом". :gigi:
И то, как меняется стиль рисовки на разных персонажах (анимашная девочка показана в аниме-стиле, а свинка — в стиле дурацких мультяшек).
И камео Стэна Ли было самым эпическим.
И люди, которые это делали, просто воплощали мечту своего детства и упивались процессом.
Надо еще разок сходить. :)

@темы: Кино, Марвел

21:39 

Marvel-recs

Я два года читала фики по Марвел-вселенной и решила сделать пост с рекомендациями самого любимого. Вдруг кому-то еще пригодится.
Необходимое предупреждение: в основном всё это про Тони. А преобладающий перйринг — это Тони/Стив. В принципе, я бы и кое-что другое почитала, но то, что меня интересует, не пишут. Ну, или пишут то, что я читать не могу.
И еще: все реки на english-фики. И чаще всего они огромного размера. :)

UPD от 11.12.
Решила продолжить из свежепрочитанного. Надо же куда-то впечатления сливать.

Два фика про смерть, но не ангстовый депрессняк. Скорее наоборот.

Первые четыре рекомендации
запись создана: 14.09.2018 в 19:50

@темы: Фанфикшен, Рекомендации, Марвел

09:51 

Прочитала "Не прощаюсь" — последнюю книжку в фандоринском цикле Акунина.
Еле осилила. Было скучно.
Что-то прям не знаю. Автора больше интересовала история, чем собственный герой, по-моему. Подход такой же, как в его романах-сопровождениях к "Истории Российского государства", только большинство из них были удачнее.
В общем, как-то не удалось мне достойно похоронить Эраста Петровича и всплакнуть по этому поводу. Правда, было приятно, что основную мысль книги я угадала, читая еще "Огненный перст" — ну вот очень уж похоже. Тоже герой, которого смерть не брала, хотя он ее не боялся и даже стремился. И погиб, когда начал бояться и нашел то, ради чего жить. Тут-то смерть и приревновала, хе.
Ну ладно. Зато старые романы хорши были. Особенно люблю "Особые поручения", "Статского советника", "Коронацию" и рассказ в стиле Умберто Эко из сборника "Нефритовые четки" — ух, какой он был классный, жутковато-атмостферный, с этими раскольническими деревнями!
В общем, спи спокойно, дорогой товарищ.

@темы: Книги

21:08 

Я сходила на "Фантастических тварей" еще раз и подумала, что Роулинг явно читала Чехова. Потому что тот самый всеми осмеянный сюжетный твист с подменой очень мне напомнил рассказ "Спать хочется". Вот просто один в один, только концовка слегка видоизменилась. Но суть-то не поменялась.
Очень жуткий рассказ, на самом деле. Не могу его вспомнить без содрогания.

@темы: Кино, ГП

11:29 

Потрясающие приключения Кавалера & Клея

Какую же я классную книгу прочитала. Знаете это двойственное наслаждение: когда скорее хочется дальше и одновременно хочется, чтобы книга подольше не кончалась? Вот, это оно.
Я даже картинку вставлю, для привлечения внимания. :)



Хотя я сомневалась вначале, потому что несколько страниц восторженных восклицаний-цитат из зарубежных и даже отечественных рецензий мне не внушили доверия. Даже наоборот.
Но, как выяснилось, они все совершенно заслуженны.
Меня среди них больше всего поразила реплика Бенедикта нашего Камбербетча. О том, что если этот роман будут экранизировать, то это будет его работа мечты. Хм. Да, экранизация — это было бы очень круто, но нет, Бенедикт на роль одного из главных героев не подходит. Не так я его вижу. Хе-хе. :)

Это роман о золотом веке комиксов в Америке — время действия с 1939-го по 1954-й год. О том, как все начиналось, и какие люди за этим стояли, и что это вообще было такое.
Но одновременно это еще роман о дружбе и любви.
О Второй Мировой войне и холокосте.
Об эскапологах и эскапизме.
О боли потерь и способах ее преодоления.
О долгом пути к принятию себя.
О Праге и Нью-Йорке.
О Големе и Супермене.
Вот здесь неплохо об этом сказано.

Невероятно увлекательно. Прямо с первых строк. Несмотря на то, что стиль у автора своеобразный. Майкл Шейбон, очевидно, не в состоянии удержаться от неимоверно длинных переложений со ступенчатыми перечислениями, вложенными одно в другое. Это нечто. Скажем, как вам такое? Обратите внимание, в этом здоровенном куске всего три предложения.
читать дальше

Или вот, еще круче:
читать дальше

Но потом к такому привыкаешь. Оно даже обладает какой-то слегка медитативной притягательностью. Как дорога, которая идет с холма на холм. Сначала долго лезешь вверх, потом обозреваешь в вершины пройденное, потом ухаешь вниз — и опять по-новой.
К тому же новым переводчиком романа (это уже второе издание) стала Анастасия Грызунова. Особенности ее собственного стиля в данном случае слились в экстазе с особенностями стиля авторского, и получилось просто замечательно. Уже в самом стиле есть что-то эпичное. Меня в начале чтения всё никак не покидало ощущение, что я, как в кино, наблюдаю за тем, как из морской пучины медленно поднимается огромный великан, с которого потоками стекает вода, а потом неторопливыми гигантскими шагами идет к берегу. В общем-то, аналогия, наверное, уместная, учитывая тему.

Главных героев в романе два. Один — Йозеф Кавалер, еврей из Праги, который в 1939 году умудрился улизнуть из захваченного города в гробу с пражским Големом, а потом через Латвию, СССР и Японию добраться до Америки, где его имя сократилось до Джо. Второй — Сэмюэл Клейман, он же Сэм Клей, еврей ньюйоркский. Вообще-то эти двое — двоюродные братья. У их общей бабушки было гигантское семейство с полутора десятком детей, и часть из них осела в Европе, а еще часть в начале 20 века оказалась в США.
Джо во время войны лишился всей семьи. Судьбы их были разнообразны, но одинаково печальны. Его линия в романе — это история человека, который сначала старается спасти хоть кого-нибудь, потом пытается хотя бы отомстить и кого-нибудь уничтожить, потом долго учится жить со своим горем. История Сэма — это рассказ о принятии другого рода. Не горя, но себя самого. Своей ориентации, своих возможностей и способностей, своего жизненного предназначения. Это история о том, как человек долго идет к тому, чтобы перестать считать себя никчемным и второсортным, а то, чем он занимается — шлаком.
Ну вот. И вместе Сэм и Джо придумали Эскаписта — героя комиксов, которого на самом деле никогда не существовало, но описан он так убедительно и с такими документальными подробностями, что в его ненастоящести начинаешь сомневаться. Эскапист — это такой трансформировавшийся эскаплог (иллюзионист, который специализируется на освобождении из цепей; Гудини был самым ярким примером). Он умеет не только освобождаться сам, но и несет свободу другим. И как-то оказывается, что спасает он не только нарисованных героев из цепей рабства, но и вполне реальных людей: мальчишек от скуки, а взрослым позволяет сбежать от реальности.
Ну, и помимо того, это потрясающе изложенная история становления комиксов. Начиная от Супермена и до приснопамятной книжки Фредрика Уэртема "Совращение малолетних", после которой был принят комикс-код, действовавший хренову тучу лет. История, фантастически похожая на то, что происходит у нас сейчас. Ну, знаете: Мизулина, все эти возрастные ограничения на подростковых книжках и прочее. Поразительное сходство.
Только не думайте, что это занудный роман про проблемы. Это "потрясающие приключения" — название полностью соответствует содержимому.
Кстати, я узнала юридическое определение термина "супергерой". Оказывается, это "личность, обладающая беспримерными физическими талантами и посвятившая себя безрассудным подвигам в интересах общества". :)

Несколько цитат — не могу удержаться

И напоследок цитата из Льва Данилкина, из того самого сборника рецензий в начале книги. :)

За «Кавалера & Клея» писатель Шейбон получил Пулицеровскую премию, и неудивительно: здесь налицо все признаки «великого американского романа»… Никто уже никогда не состроит презрительную мину, когда в его присутствии зайдет речь о комиксах; автору «Приключений» удалось создать лучшую из возможных апологию этого искусства, дисквалифицировать которое можно только по невежеству. Роман Шейбона из тех, что можно брать с собой в гроб – не соскучишься; сорока с чем то летний писатель, уже сейчас видно, – один из верховных големов американской литературы, слепленный из той же глины, что Рот, Джон Барт и Апдайк; и, независимо от того, написано ли у него на лбу слово ЭМЕТ («правда»), он и так живой, стопроцентно.

@темы: Книги

15:03 

Я считаю, лучшим моим вложением средств на этой Черной Пятнице была покупка VPN на год за полцены. :)

@темы: Мелочи жизни

15:51 

Кино

Напишу сразу про два фильма, которые посмотрела друг за другом с разницей в день.

Богемская рапсодия
Долго думала, идти или нет. Никогда не была особой поклонницей Queen. В принципе, они мне нравятся, но слушать их больше двух песен подряд я не могу — очень утомляет. У них каждая песня как последняя. Такой надрыв, такой пафос, и всё как-то через край, бурлит и пенится. Три минуты это еще ничего, и даже круто, но дольше выносить тяжко.
Ну, в общем, решила уже не ходить, но тут Егор меня раскрутил. Ему, оказывается, надоело слушать рэп, и он переключился на рок. И как раз сейчас ему нравится Queen. Так что он сходил в кино и остался страшно доволен. Я решила, что раз такое дело, то надо поддержать разговор. :)
Ох. Даже не знаю, как и сказать-то... Сценарий фильма оставляет впечатление такого, знаете, фанатского альбома с вырезками из газет, журналов, интервью, баек и воспоминаний разных людей. Всё очень бережно собрано вместе, и даже сделана попытка все это упорядочить в соответствии с основной концепцией. С ней, наверное, не сразу определились, а потом уже придавать ей более художественный вид времени не было, так что все положения не показаны (и прочувствованы зрителем), а проговорены. Словами. Несколько раз зрителю говорят, про семью и про разные другие важные вещи. Ну, эээ... Не знаю, у меня посмотренное на youtube интервью и фанатский видосик про группу оставили больше эмоций и впечатлений о группе, чем этот фильм. Какой-то он совершенно беспомощный при всей своей старательности и любви к предмету изображения.
Однако у него есть два больших плюса. Первый — это музыка. Только я начинала думать, как дубово показывают что-либо, как начинала играть музыка — и фантастическим образом заполировывала происходящее, придавая ему или крутизны, или глубины. Честное слово, спасибо авторам за то, что я два часа слушала Queen и не ощущала привычной усталости. :)
Второй гигантский плюс — это Рами Малек в роли Фредди Меркьюри. Он фантастически крут и невероятно похож. Манера поведения, жесты, мимика ухвачены невероятно точно. Если бы ему еще и было что играть, то было бы еще лучше.
Ну, и финальный концерт стоит двух предыдущих часов. Хотя, в принципе, его можно и на youtube посмотреть в оригинале. :gigi:

Фантастические твари-2
А вот этот фильм понравился мне просто ужасно. Хотя он очень мало похож на первую часть. В нем практически не осталось милоты, значительно поубавилось собственно тварей, но зато прибавилось очень много детектива в готическом обрамлении.
Я тут посмотрела отзывы на него в интернете — и с удивлением обнаружила, что фильм ругают. Как я понимаю, в основном за несоответствие ожиданиям.
А я вот даже не могу придумать, к чему придраться. Не спойлеры, но мало ли
В общем, я в полном восторге. Хочу еще раз сходить.
Единственное: обязательно надо перед походом в кино пересмотреть первую часть. Без нее будет тяжко.
Из рецензий, с которыми я совпала — Антон Долин. Rec.

@темы: Кино

21:49 

Осенние сериалы

Посмотрела этой осенью несколько новых сериалов, хочется про них написать. :)

Два сериала от Нетфликс

Попозже еще про два британских сериала напишу. Когда еще немножко времени появится. :)

@темы: Сериалы

19:24 

Клэр Фой ужасно похожа на Алису Фрейндлих.






@темы: Кино

09:14 

"Конклав"

По наводке Sherlock прочитала дивную книгу Роберта Харриса "Конклав". Про выборы Папы Римского.
Автор мне совершенно неизвестен, но, судя по имени-фамилии, американец. Впрочем, это совершенно неважно.
Книга просто упоительная. Прочитала с неимоверным кайфом. Хотя, надо сказать, две сюжетные линии, которые должны были стать полным сюрпризом, я пронзила с самого начала — но это ни капли не мешало, а даже наоборот, доставляло еще больше удовольствия. :)
Все эти тонкости выборов, тонкости обрядов, количество пуговиц на сутане (ааааааа!!!), потрясающая палитра разнообразных характеров — это просто праздник какой-то. И всё на злобу дня. Прямо с пылу-с жару, самая актуальная повестка 2017/2018 года. :)
Но самое лучшее там — это то, что Sherlock описала как "десять негритят, только про выборы Папы". :gigi:
И концовка там прекрасна, как рассвет. :) :)
В общем, рекомендую.

@темы: Книги

15:29 

Что делать, если очень хочется прибить председателя ТСЖ?
Поговорила с ней по телефону и пришла в такое лютое бешенство, что в глазах мутится.
Пыталась выяснить, куда из счетов подевалась оплата за электричество, а получила ушат помоев на голову и обвинения в дебилизме, потому что я, видишь ли оплачиваю через интернет, это все не считается, и без бумажки она со мной и разговаривать не желает.
:fire: :chainsaw: :budo:

21:43 

Детское

В издательстве КомпасГид недавно вышла очень классная книга переводчицы и специалиста по детской литературе Ольги Бухиной. Называется "Гадкий утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах". И это, черт возьми, оказался путеводитель по 70-80% всей детской литературы! Потому что куда ни плюнь — обязательно попадешь в сироту.
Обзор совершенно монументальный: от мифологии до современности, включая по пути все трансформации — сентиментальные, романтические и реалистические — и все жанры, в том числе сказки и антиутопии. В конце даже есть именной указатель, небольшая энциклопедия сирот (неполная, как сразу предупреждает автор), и занимает она 35 страниц. Там есть и круглые сироты (самый большой список, кого там только нет, от Оливера Твиста и Тома Сойера до Фродо и Гарри Поттера), и усыновленные дети (например, Козетта или — внезапно — Маугли), и те, кто остался с одним родителем (от Ассоль до Китнисс), и временные сироты (скажем, Пеппи или Нильс, который с гусями путешествовал), и те, кто вообще непонятно откуда взялся (ну, это, например, Маленький принц, или Питер Пэн, или Момо), и даже куклы и звери (обширная и разнообразная категория, в которую входят и Пиноккио, и Чебурашка, и Паддингтон, и пресловутый Гадкий утенок).
Внезапно оказывается, что сироты — самый продуктивный для литераторов материал. Раньше — потому, что пробуждали "чувства добрые" и служили проверкой на человечность, потом — потому, что такие дети обладают куда большей самостоятельностью. Если в девятнадцатом веке сироты в основном страдали, то в двадцатом они сами себя спасали, да еще и окружающих заодно, а в двадцать первом им и вовсе приходится спасать целые миры. Ужасно интересно отслеживать, как трансформировалось представление и о ребенке, и о сюжетах, с ним связанных, на протяжении времени.
Как-то исподволь рассказ выходит не только о сиротстве, но и о национальных различиях (например, англичан и американцев), об особенностях темы в советский период. Большой раздел про жанры и темы, и еще более большой — про героев и героические деяния. Собственно, Гарри Поттером книга заканчивается. Он идет на закуску, как самое концентрированное воплощение вообще всего. :)
Короче, если вам интересна тема, то очень настоятельно рекомендую. Не оторваться.

Ну, и раз речь зашла о сиротах, то заодно расскажу про второй сезон сериала Anne with an "E". Я про него писала в прошлом году, но второй сезон меня все равно периодически умудрялся удивлять. Он полностью сохранил и лиризм, и остросюжетность коллизий (редко где встретишь, чтобы походы в школу или новая учительница оказывались увлекательнее, чем какой-нибудь фантастический поворот). Но в то же время еще и добавил кое-что. Во втором сезоне Anne стал сериалом о многообразии любви. Любовь детей и родителей, супружеская, братско-сестринская, любовь дружеская и романтическая. Тут даже появился "романтический идеал" в виде двух женщин, которые любили друг друга всю жизнь и прожили вместе много лет, пока одна из них не умерла от старости. Это, надо сказать, слегка взорвало мне мозг — не ожидала такого поворота в сериале по детской книжке начала 20-го века. :) И тема инаковости тут зазвучала еще более отчетливо, чем в первом сезоне: инаковость делает людей уникальными и непохожими ни на кого, и искоренять это глупо.
В общем, внезапно это оказался сериал с самой что ни на есть современной повесткой. Но шарм первоисточника остался. Все коллизии разрешаются. Все изменяется к лучшему. Ну, или не сразу к лучшему, но потом все равно будет неплохо. И даже откровенных гадов почти нет (кроме одного). Люди могут быть противными, временно ошибающимися, уступающими худшим порывам души — но безнадежных почти нет.
Удивительно светлое чувство это оставляет. Рекомендую смотреть для поднятия уровня сахара в крови, настроения и веры в человечество. :)

@темы: Книги, Сериалы

14:55 

Озон порадовал расписанием работы пункта выдачи:


@темы: Веселое

10:18 

"Центр тяжести"

Я уже больше недели назад прочитала роман "Центр тяжести", и он меня всё никак не отпустит. А написать о нем хоть что-то совсем нет времени. Но вот. Не могу не сказать.
Я надеюсь, что эта книга получит какие-нибудь премии, но вообще-то еще больше я надеюсь, что ее просто прочитают. Потому что в первую очередь это очень классная книга, затягивающая — трудно оторваться. Но судя по ничтожно малому количеству откликов, в том числе от критиков, читают ее мало. Что страшно жаль.
Написал роман Алексей Поляринов. Я его знаю как автора хорошего книжного канала в Телеграм и интересного собеседника в некоторых подкастах, куда его приглашали (букмейтовский Читатель и Heresy Hub). С недавних пор он и сам ведет подкаст, где размышляет о современной культуре. Вот кстати, очень его рекомендую, особенно первый выпуск, про культуру и трагедию. Надеюсь, он на трех выпусках не остановится и продолжит и дальше его делать. А еще Поляринов перевел "Бесконечную шутку" Уоллеса. :wow2:
Ну вот, именно благодаря заочному знакомству с автором я книгу и купила. В электронном виде, но теперь разорилась и на бумажную (патамушта хочу).
Проглотила залпом. Ощущения при чтении были странные, потому что роман по ходу неоднократно менял жанр. Начинала читать я подростковый роман воспитания, про детство в ростовской провинции, а заканчивала — антиутопию с элементами киберпанка (по меткому определению самого автора). При этом меня не оставляло ощущение, что на самом деле я читаю перенесенные в самое ближайшее будущее исторический роман про становление фашизма в Германии или про приближение 37-го года в СССР. И что на сей раз я сама — будущий участник всего, что случится. Потому что это взгляд не через плечо, не с оглядкой с высоты прошедших лет. Это попытка оглянуться вокруг и понять, что происходит.
Из-за постоянных перескоков между жанрами и рассказчиками (их трое основных плюс дополнительные, и у каждого свой неповторимый голос) постоянно подбрасывает, возникает чувство несоотвествия ожиданиям и какой-то незавешенности. Но на самом деле центр тяжести в романе есть, и он не дает всей конструкции развалиться на отдельные фрагменты. Это сказки мамы главных героев, которые в метафорической форме выражают все самые основные идеи. И про власть, и про память, и про, собственно, центр тяжести.

Две цитаты из этих мега-странных сказок

Роман битком набит аллюзиями на современную литературу. Лично я увидела отсылки к Ханье Янагихаре, Донне Тартт, "Благоволительницам" Литтелла, гофмановский "Крошка Цахес" тоже проскакивает. Но кто больше читает, тот и увидит больше. Вот, например, Ксения Лурье еще много чего разглядела. Но она в рецензии пишет в основном о структуре романа, а мне пока не хочется его анализировать. Я пока впитываю свое могучее впечатление.
А какая-то незавершенность (в романе постоянный рефрен "Я не знаю, как закончить") — это даже хорошо. Жизнь-то еще идет. Зачем завершать? :)

@темы: Книги

21:28 

На Арзамасе выложили цикл лекций (ну как цикл... всего три штуки) про Иваново. Называется "Открывая русскую провинцию". Я, едва увидев, немедленно бросилась слушать (мой родной город всё-таки, люблю его много лет непреходящей любовью, хотя вроде и не за что особо).
Первая лекция про художников и русские пейзажи, вторая про развитие текстильной промышленности и первых предпринимателей. Ну, ничего так. Тема интересная, а читают довольно занудненько.
Но вот третья классная — про Иваново как город двух архитектур, сочетание купеческого неоклассицизма и шедевров конструктивизма. Интересно и коротко. :)
Вообще, у Арзамаса бывают лекции просто огонь — не оторваться. Из недавнего про "Аббатство Даунтон" круто было, про русскую культуру (особенно от войны до распада СССР), про Сахалин, про железные дороги, ну и все выпуски подкастов потрясающие.
Но есть и дико занудные вещи. В основном из-за того, что лектор читает написанный текст, а не у всех это хорошо получается. Пишем-то мы не так, как говорим, и всякие длинноты, придаточные предложения и причастно-деепричестные обороты утяжеляют мысль.

@темы: Рекомендации

21:11 

Читаю потихоньку "Субъективный словарь фантастики" Романа Арбитмана. Это такой сборник статей на всё автором любимое и (с его точки зрения) достойное упоминания в жанре. Только рассортированы статьи в алфавитном порядке, да в них чуть больше обычного пояснений, описаний сюжета и исторического контекста. Но интересна книга именно авторскими размышлениями, а не описаниями.
Так вот, читаю я методом раскрытия на любой странице. И на днях раскрылась у меня книга на статье про цикл "Космический госпиталь" Джеймса Уайта. Нежно люблю этот цикл уже более двадцати лет, а тут вдруг резко захотелось перечитать. Не отходя от кассы, открыла в интернете список книг, размышляя, что лучше выбрать, и обнаружила, что у меня не читано еще целых два романа! Я их как-то в свое время упустила. Так что теперь со смаком наверстала.
Всё-таки это очень опасные книги по степени засасывания в себя. :) Они берут беспроигрышным построением сюжета: это всегда история успеха, причем успеха научного или профессионального. Главный герой, который и так уже довольно прекрасен душой, оказывается в новой для себя ситуации, заводит массу новых друзей, в деталях изучает новую обстановку и успешно решает очень сложную задачу (правда, потерпев по пути несколько неудач). Схема банальная, но обыграна мастерски, потому что дело происходит в гигантском космическом госпитале размером с маленькую Луну. В нем работают и лечатся существа с более ста планет, и все они чрезвычайно разные. Из всего многообразия на людей похожи только сами люди, а все остальные могут быть самых разных форм и размеров. Кроме того, далеко не все кислорододышащие. Есть существа с планет со сверхвысокой гравитацией или с планет-океанов, есть слизни-телепаты и насекомые-эмпаты, есть те, кто питается радиацией или живут при температуре, близкой к абсолютному нолю. Вообще, эти книги — гимн толерантности и принятию мира во всем его многообразии. Интересно, что только в трети книг главными героями являются земляне — в остальных случаях это существа с других планет.
Очень круто автору удается сочетать как раз то, что я очень люблю: историю морального совершенствования, историю решения сложной задачи, детальное и абсолютно нескучное описание функционирования огромного учреждения (в духе лучших романов Артура Хейли), многообразие героев и характеров плюс любовное описание профессии. В основном медицинской во множестве вариантов (психология, хирургия, терапия, сестринское дело и т.д.), но и про кулинарию автор не забыл. Это просто праздник какой-то. :)
В общем, если кто не читал — обратите внимание. :)
Так вот, к чему я всё это накатала. Читая один из романов — "Окончательный диагноз" — я вдруг поняла, откуда Стивен Моффат слизал идею для одной из лучших серий в первом сезоне "Доктора Кто". Той, которая про "Are you my mammy?". Только у Уайта был живой и разумный вирус, который, проникая в тело жертвы, излечивал ее от всех болезней и поддерживал в идеальном состоянии здоровья как можно дольше (с выгодой и для себя), а у Моффата это были "умненькие наногены". Впрочем, ошибки они делали примерно схожие. :) Вот зуб даю, что Моффтат читал Уайта. Тем более что этот роман вышел за пять лет до написания сценария. :)

@темы: Книги, Doctor Who

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100