Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Регистрация

Зайцев.Точка.Есть

00:58 

О школьной педагогике

По результатам наблюдений за работой мамы, которая занимается репетиторством со школьниками и студентами, не знаю, что и думать о школьных учителях, как о педагогах, а не как о преподавателях. Так уж сложилось, что некоторое количество учеников у мамы - особенные дети, там и менингит с последствиями, и аутизм, и еще всякое, в общем, есть у нее такие детишки, и она с ними успешно занимается, т-т-т. Они не умственно-отсталые, поймите правильно, им просто сложно сосредоточиться, а так-то они еще какие умницы. Но! У них у всех в школе (школы разные) одна и та же проблема: учителя не верят, что у них есть проблемы. И щемят "за лень". А чем лучше эти детки пишут контрольные, тем сильнее щемят, с мотивацией: "пряник с вами, лентяями, не работает, работает только кнут - вот же мы все видим результат". Вплоть до того, что не ставят в электронный дневник хорошие отметки, а ставят их только в тетради, зато плохие отметки ставят и в тетрадь, и в электронный дневник.
Я... не знаю. Работает, определенно, не кнут, а занятия с репетитором. Причем, с ними со всеми, с этими детьми, надо заниматься по-разному, у них разные способы усвоения материала, связанные именно с заболеваниями. То есть, учителя не правы. Но... блин, а, может, правы в том смысле, что они не могут с каждым из особенных учеников заниматься особенно, учитывая, что у них еще по 30 человек здоровых детей на каждом уроке. И они, действительно, считают, что в условиях невозможности положительной стимуляции, отрицательные стимулы становятся эффективны. Жалко, в общем, и детей, и учителей.

@темы: записки

URL
Комментарии
2019-09-27 в 06:10 

Ну...
Ну то есть действительно, имея на руках 30 детёнышей, которых нужно дотянуть до какого-то конкретного уровня "сдал ЕГЭ не менее, чем на..." действительно трудно уделять внимание - а тем более особенное внимание кому-то. Да и просто... не все дети и не во всех возрастах способны понять, что Маше внимание не потому, что Маша особенно нравится учителю, а потому, что у Маши огроменные проблемы и без этого внимания Маша ну вот вообще не сможет.
Но если у ребёнка реально диагноз (внезапно - любой, мешающий учиться. Мигрени вот на систематической основе тоже существенно мешают), то, как мне кажется, не правы. Справка-то есть :nope: Поэтому говорить так - не правы.
А вот с оценками - это реально нарушение инструкций и, при желании, можно и как травлю притянуть. Ну то есть учитель права не имеет такие вещи делать. :shuffle2:

2019-09-27 в 09:48 

«Работает, определенно, не кнут, а занятия с репетитором.»

Так вот в том-то и дело. Я даже не знаю, у меня вот некоторые друзья говорят: надо, чтоб препод прям очень жесткий был, прям чтоб на танке ездил и за любой промах расстреливал, а иначе, дескать, они ничего сами учить не будут. А - как по мне с таким преподом нормальной каши все равно не сваришь. Ао-первых, самодисциплина и ответственность с таким преподом ни откуда не возьмутся, а, во-вторых, адекватная самооценка тоже не появится, если только все время ругают и вменяют. То, что препод может быть способен применить кнут, если понадобится, или даже может показать, что кнут у него в принципе есть и он умеет им владеть, - это дело другое. Но махать им направо и налево как-то неэффективно, по-моему. Лучше уж похвалить. От заслуженной похвалы сразу мотивации прибавляется :)
Понятно, что в школе с массовым подходом к ученикам добиться такого сочетания силы и мягкости сложно, пожалуй, тем более с детьми. Ну так давно уже понятно, что нагрузка на учителей в современных школах непосильная и ни для кого из участников образовательного процесса не полезная :(

2019-09-27 в 10:02 

При тому що діти зазвичай дуже допитливі, їх цікавить нова інформація, вони люблять її засвоювати. Але школа як система - вбиває цю допитливість і відвертає від прагнення до знань. Незалежно від особливостей дитини. Додатково працює "проблема конвеєра", коли треба видавати план. Те, що кінцевою метою навчання є створити обізнану людину, яка вміє отримувати, аналізувати і застосовувати інформацію для розвитку себе і суспільства в цілому - в системі освіти давно вже забулися.

2019-09-27 в 12:20 

kkarasuma, Во-первых, самодисциплина и ответственность с таким преподом ни откуда не возьмутся, а, во-вторых, адекватная самооценка тоже не появится
По первому пункту на сто процентов согласна. По второму почти согласна, потому что самооценку формируют, все-таки, не школьные учителя, хвала Аллаху. Но многие дети (и родители) зависят именно от школьных оценок и обращают на них большое внимание, это точно. У таких детей самооценка, может, тоже не от учителей зависит, а от родителей, но родители-то смотрят не на своих детей, а на на количество двоек и пятерок у них в дневниках.

Ну так давно уже понятно, что нагрузка на учителей в современных школах непосильная и ни для кого из участников образовательного процесса не полезная
Да вообще. С ЕГЭ этим еще... Причем, если в сторону уменьшения писанины и отчетности начались какие-то подвижки, то спасать школьников от ЕГЭ никто не собирается.

Неназванный, Те, що кінцевою метою навчання є створити обізнану людину, яка вміє отримувати, аналізувати і застосовувати інформацію для розвитку себе і суспільства в цілому - в системі освіти давно вже забулися.
В результате чего мир столкнулся с тем, что люди сами не успевают за тем, что придумывают и воплощают в жизнь. То есть, выпускники школ (а порой и вузов) не умеют учиться, и не могут выполнять квалифицированную работу в условиях современной скорости развития технологий. В России долгое время считалось, что это только наша проблема, следствие резкого ухудшение качества преподавания с середины девяностых, но оказалось, что нет, что это общемировой кризис системы школьного образования. Есть надежда, что ее начнут пересматривать. Начнут учить учиться, и перестанут вбивать в мозг плохо систематизированные кирпичи "знаний". Ну... надежда, в общем, да. :) Пока в России почти все новые системы обучения хуже старых, во всяком случае, в том, что касается точных и естественных наук.

URL
2019-09-27 в 12:35 

Навия, Ну то есть учитель права не имеет такие вещи делать.
За четверти оценки ставятся по правилам, так что тут не придерешься. И родители, естественно, очень довольны, что дети из троечников вышли в хорошисты, а то отличники. А то, что детям хочется и промежуточные положительные оценки маме с папой показать, а эти оценки только в тетрадях и на емайл не приходят, это вопрос десятый. Как-то так. :)

URL
2019-09-27 в 14:53 

Вплоть до того, что не ставят в электронный дневник хорошие отметки, а ставят их только в тетради, зато плохие отметки ставят и в тетрадь, и в электронный дневник.
как не путаются потом, с эдакой двойной бухгалтерией
За четверти оценки ставятся по правилам, так что тут не придерешься. И родители, естественно, очень довольны, что дети из троечников вышли в хорошисты, а то отличники. А то, что детям хочется и промежуточные положительные оценки маме с папой показать, а эти оценки только в тетрадях и на емайл не приходят, это вопрос десятый. Как-то так.
Оо т.е. вижу я в тетради у ребенка 4\5, а в электронном журнале не вижу? Или не вижу и молчу? Хз даже к кому у меня тут больше вопросов, к учителю, который откуда-то в конце четверти взял 4 или к родителю который эти несоответствия принимает как должное.

2019-09-27 в 14:56 

Ned_Astro, Оо т.е. вижу я в тетради у ребенка 4\5, а в электронном журнале не вижу? Или не вижу и молчу?
Вижу в тетради, не вижу в электронном журнале, и не хочу из-за этого идти на конфликт с учителем, потому что оценки стали лучше, и хорошо, а с болеющим ребенком и так предостаточно проблем. :)

URL
2019-09-27 в 15:02 

Tressa_de_Foks, я понимаю существование такой точки зрения, да. Не знаю как бы сделала сама, но пока предполагаю что таки спросила бы, потому что ну нельзя так, имхо. В целом как факт конфликт с учителем меня не пугает. Хотя пока - по прошествии месяца в первом классе - меня куда больше напрягает основная масса родителей, а не учителя Тт.

2019-09-27 в 15:08 

Ned_Astro, меня куда больше напрягает основная масса родителей, а не учителя Тт
:D Есть такое дело. Родители, они как интернет. Пока не начнешь общаться, кажутся нормальными.

URL
2019-09-27 в 23:40 

Tressa_de_Foks, эм. Я как проблемный, хоть и по другому (у меня несколько другого класса проблемы были), ребёнок рискну сказать, что такое нежелание идти на конфликт с учителем, а то хуже будет, может ребёнком считываться как "родитель не защитил". Это очень...больно и в лучшем случае вербализируется - при желании и навыке - в гораздо более старшем возрасте. Я с матерью, например, поговорила почти через полтора десятка лет :nope: Ну то есть тут тот ещё квест - пронести ребёнка через эту ситуацию так, чтобы не ушибить. Не видно же. А ведь у меня в 13 не было интернета :nope:

2019-09-28 в 00:45 

Навия, может ребёнком считываться как "родитель не защитил".
Наверное. У меня-то родители при малейшем намеке на то, что кого-то из нас в школе учителя обидели, сразу в бой кидались, так что мне трудно поставить себя на место ребенка, за которого мама с папой не вписались. :) Но нам всем и на оценки всегда было наплевать, и на дисциплину. Я в старших классах вообще перестала в школу ходить, только контрольные сдавала и экзамены, и ничего, никто из учителей не возражал, наоборот, по-моему, радовались, что меня не видят. :)

URL
2019-09-28 в 01:08 

Tressa_de_Foks, ну, может это у меня вышло не слишком удачное столкновение с действительностью. Хотя - "с прискорбием хочу заметить" (с) - большинство родителей не вполне в курсе, какие виды взаимодействия с "неласковой действительностью" могут случиться с ребёнком и как в этом случае себя вести. Учителя, увы, тоже люди и вполне умеют "хотели как лучше, это не я, оно само!" :nope:

2019-09-28 в 03:14 

Навия, Учителя, увы, тоже люди и вполне умеют "хотели как лучше, это не я, оно само!"
Те учителя, с описания которых началась дискуссия, как раз и хотят как лучше. :) И, кстати, я не раз замечала, что есть справки или нет, а если по человеку не _видно_, что он болен, в его болезнь и не верят.

URL
2019-09-28 в 11:19 

Tressa_de_Foks, кстати, да. У меня в школе была учительница физкультуры, которая каждый раз, когда я приносила ей справку об освобождении, лепила мне, второкласснице, в лицо: "Ну что, папа с мамой купили?"
Действительно, что это за проблемы с глазами, из-за которых нельзя по голове мячиком получать.
До сих пор простить не могу.

2019-09-28 в 13:12 

Лайверин, До сих пор простить не могу.
Очень хорошо понимаю!

URL
2019-09-28 в 22:34 

Tressa_de_Foks
Но! У них у всех в школе (школы разные) одна и та же проблема: учителя не верят, что у них есть проблемы. И щемят "за лень".
Если родители просто говорят "болен тем-то и тем-то" (менингит, аутизм и так далее), то еще можно понять. Но ведь они же наверняка и справки от врачей приносят. Вот тогда уже не очень понятно.

учителя не верят, что у них есть проблемы. И щемят "за лень". А чем лучше эти детки пишут контрольные, тем сильнее щемят
То есть ребенок написал контрольную не очень хорошо - "тройка тебе". Постарался и написал контрольную получше - "ах так, тогда получай двойку". :upset:

И они, действительно, считают, что в условиях невозможности положительной стимуляции, отрицательные стимулы становятся эффективны.
Ну, а если вообще не задумываться про все эти стимуляции? Написал/ответил хорошо - получай четверку. Если не очень, с явными промахами - тройку. И так далее.
В общем несколько перефразированный вариант старого правила адмирала Макарова: "Что видим, то и оцениваем. А чего не видим, о том не фантазируем". Вот тебе и все "стимуляции". :)

Именно так нам когда-то ставили оценки в школе и как-то все довольны оставались - и ученики, и учителя, и родители. :)

но оказалось, что нет, что это общемировой кризис системы школьного образования. Есть надежда, что ее начнут пересматривать. Начнут учить учиться, и перестанут вбивать в мозг плохо систематизированные кирпичи "знаний".
Вот здесь у меня уже давнее непонимание происходящего. Школьное образование это общая грамотность (начальная школа) и базовый уровень знаний об окружающем (средняя школа). Закончивший школу должен иметь рабочий минимум представлений об окружающем мире, уметь ориентироваться и жить в нем.
Все это давно уже расписано и разложено по полочкам еще в учебниках советских времен. Которые, кстати, до сих пор пользуются неплохим спросом.

Спрашивается зачем надо "вбивать в мозг плохо систематизированные кирпичи "знаний" ", когда они уже давно и хорошо систематизированы. И зачем в школе "учить учиться", когда это больше для вузов работа.

2019-09-28 в 22:36 

Tressa_de_Foks
Пока в России почти все новые системы обучения хуже старых, во всяком случае, в том, что касается точных и естественных наук.
Чему я давно уже удивляюсь. Есть хорошо и очень даже хорошо написанные школьные учебники по физике, химии, арифметике, алгебре, геометрии и т.д. Которые в свое время выдержали не один десяток переизданий.
Спрашивается, зачем изобретать очередные "велосипеды" и пытаться все это сочинить заново? :upset:

То есть, выпускники школ (а порой и вузов) не умеют учиться, и не могут выполнять квалифицированную работу в условиях современной скорости развития технологий.
Чтобы заниматься какой-то квалифицированной работой надо сначала эту самую квалификацию получить. А это уже дело не столько школьного образования, сколько техникумов и вузов.
Именно там в норме должны должны давать людям знания и умения для работы - инженерный уровень, уровень квалифицированных рабочих. И именно там обычно учат учиться (когда о подобном вообще задумываются :) ).

В общем старое правило "каждый для своего дела и свое дело для каждого".

2019-09-28 в 22:43 

Лайверин
У меня в школе была учительница физкультуры, которая каждый раз, когда я приносила ей справку об освобождении, лепила мне, второкласснице, в лицо: "Ну что, папа с мамой купили?
Слава Богу, в мои времена такой публики не встречалось. Помнится, что у нас в школе физкультурник иногда наоборот посмотрит на кого-то и говорит ему: "Что-то ты мне сегодня не нравишься, посиди пока на скамейке".

2019-09-29 в 00:49 

Laangry, "Что-то ты мне сегодня не нравишься, посиди пока на скамейке".
В России за последние года два-три на уроках физкультуры было несколько смертей, так что, надеюсь, наши физруки все же вспомнили практику разумных физруков из Вашего времени.

Laangry, То есть ребенок написал контрольную не очень хорошо - "тройка тебе". Постарался и написал контрольную получше - "ах так, тогда получай двойку".
Нет. Тут надо учитывать, что эти ребята, они не привыкли к хорошим оценкам, им тройка за контрольную - уже хорошо. Но детки-то они умные, учителя это понимают. И когда эти детки начинают писать контрольные на уверенные пятерки, учителя делают вывод: они всегда так могли, но ленились, а теперь плохие оценки наконец-то подействовали, надо и дальше ставить плохие оценки. И вместо пятерок продолжают ставить тройки. И только в четверти выводят заслуженные оценки по результатам каких-то там официальных контрольных работ. Не представляю я, как работает нынешняя школьная система. Ну, в общем, если тройка за троечную работу -- это не "щемить", "щемить" в данном случае -- ругать за "лень", то тройка за пятерочную работу - это уж точно "щемить еще сильнее". Я это имела в виду.

Закончивший школу должен иметь рабочий минимум представлений об окружающем мире, уметь ориентироваться и жить в нем. Все это давно уже расписано и разложено по полочкам еще в учебниках советских времен. Которые, кстати, до сих пор пользуются неплохим спросом.

Лаангри, вы не учитываете того, насколько быстро меняется мир. В школе человека готовят, например (на уроках профориентации), управлению агрегатами по оценке качества нефти, или, там, измерению количества сопутствующих продуктов в газотранспортных установках (у меня своя специфика, свои школы), а за те два года, которые его этому учили (с 9-го класса по 11-й) эти агрегаты безнадежно устарели. Поэтому задача школы научить человека УЧИТЬСЯ управлять любыми устройствами в выбранной им профессиональной области. Научить искать и усваивать информацию, а не ДАТЬ заведомо устаревшие знания. Конечно же, речь не идет о базовых предметах, речь идет именно о профориентации. Но проблема в том, что для того, чтобы стать профессиональным практиком (не ученым), т.е. для получения рабочей специальности, базовых знаний нынче недостаточно. К вузу и ссузу нужно подходить с набором профессиональных навыков, которые надо уметь менять по мере необходимости.

И об учебниках советских времен. Они хорошие. Однако их авторы уже получили свои гонорары, а новые авторы тоже хотят кушать и тоже хотят гонораров. И еще есть методисты. И еще есть чиновники от образования, которые вообще не понимают, что такое образование, но вступают в сотрудничество с новыми авторами, которые хотят кушать, и одобряют выпуск учебников и методических программ, в принципе не пригодных для обучения ни детей, ни взрослых. Есть счастливые исключения, но они в средней и старшей школах (и они все равно исключения), а программа младшей школы, например, почти вся ужасна. И из младшей школы дети идут в среднюю с уже изрядно испорченными мозгами.
А в средней школе... вот я сама не верю, но это правда, в средней школе сейчас пишут... БЛИН!!! Пишут ЭССЕ по физике. Эссе, мать его. Дети высказывают СВОЕ МНЕНИЕ о каких-то параграфах из учебника физики не ВМЕСТЕ с решением задач, а ВМЕСТО решения задач. Это, вообще, что? О_О

"Я считаю законы Ньютона идеей крайне сомнительной и неприменимой в рамках российской системы образования, поскольку его образ жизни и сексуальные предпочтения не соответствуют русской национальной традиции. Они приемлемы для разлагающегося либерального Запада, но не для страны с тысячелетней православной историей".
Нет, это не цитата, это мой вариант эссе на тему параграфов из учебника физики.
Эссе...
Нет, я не могу. :D Эссе по физике.

И зачем в школе "учить учиться", когда это больше для вузов работа.
А вот это ошибка всей нашей системы образования, начиная... не знаю, со времен Луначарского? Да, наверное, со времен появления хоть какого-то систематизированного обучения. Дело в том, что самое сильное желание учиться проявляют дети от полутора и до десяти лет. Но наши детсады и начальная школа на корню убивает это стремление, этот порыв "хочу все знать", и бесконечные "почему". Современная школа начала искать пути развития этих, заложенных природой, мощных и очень полезных особенностей детской психики. Но найдет ли, не знаю.

URL
2019-09-29 в 11:44 

Tressa_de_Foks
И когда эти детки начинают писать контрольные на уверенные пятерки, учителя делают вывод: они всегда так могли, но ленились
Однако если учителя знают, что дети не совсем обычные (тот же аутизм), то в голове у них должен быть еще и другой вариант - до этого дети хотели хорошо писать, но не могли, а теперь понемногу научились, могут.
Соответственно от троек понемногу переходим к четверкам, а там глядишь и к пятеркам. :) И детям хорошо, и учителям есть чем перед начальством отчитаться и перед коллегами похвастаться. :)
Подход настолько естественный, что IMHO у нормального человека, что называется, на уровне рефлекса заложен. И вроде бы именно и так должно быть, а происходит, как вы описываете - всякие там "щемления" и все прочее. :upset:

В школе человека готовят, например (на уроках профориентации), управлению агрегатами по оценке качества нефти, или, там, измерению количества сопутствующих продуктов в газотранспортных установках (у меня своя специфика, свои школы), а за те два года, которые его этому учили (с 9-го класса по 11-й) эти агрегаты безнадежно устарели.
Вот здесь как раз основное мое недоумение сегодняшними временами и порядками.
Обычное, давно уже устоявшееся разделение работы - школа закладывает базу, нечто устойчивое, мало изменяющееся, необходимое практически всем. Базовую грамотность, арифметику, алгебру, геометрию, физику, химию, русский язык и т.д. При этом дается все это на уровне рабочего минимума, то, что необходимо всем и каждому.
Вузы, техникумы, училища при необходимости (когда человек туда поступает) добавляют к этому специальные знания, профессии, рабочие навыки. Это переменная составляющая образования и нужна она отнюдь не каждому. Делают это уже не столько школьные учителя, сколько преподаватели-специалисты - в хорошем варианте люди с опытом работы по данной специальности, умеющие этот опыт пополнять.

А то, что у нас сейчас, то, что вы описываете - зачем-то пытаются соединить в одно и школьное образование, и профессиональное. Причем в качестве базы здесь не техникумы (тогда еще что-то могло получиться), а школы. Результат имеем вполне предсказуемый, вы его как раз описали. :) И делается все это на уровне государственной политики.

Поэтому задача школы научить человека УЧИТЬСЯ управлять любыми устройствами в выбранной им профессиональной области.
Вот здесь все-таки не соглашусь - это работа не для школы.
Профобучение требует толковых специалистов-преподавателей, хорошо укомплектованное учебное оборудование (причем систематически обновляемое). А в идеале еще и постоянный контакт с производством, которому нужна данная специальность. Опять же надо, чтобы ученикам все это было нужно и интересно. Чтобы они не просто ходили на уроки по профессии такой-то, писали по ней контрольные и сдавали экзамены, а собирались по ней работать.

Спрашивается - зачем такое общеобразовательной школе? Это же в чистом виде хлеб техникумов и училищ. Передвинуть эти 9-11 классы туда, освободить от них школы и всем будет нормальная жизнь. :)
Тогда будем иметь что-то вроде подготовительных курсов (эти самые передвинутые 9-11 классы), а затем уже само профобучение. И при таком подходе проблем, вроде описываемых, IMHO должно стать поменьше.

И об учебниках советских времен. Они хорошие. Однако их авторы уже получили свои гонорары, а новые авторы тоже хотят кушать и тоже хотят гонораров. И еще есть методисты. И еще есть чиновники от образования, которые вообще не понимают, что такое образование, но вступают в сотрудничество с новыми авторами, которые хотят кушать, и одобряют выпуск учебников и методических программ, в принципе не пригодных для обучения ни детей, ни взрослых.
Вот здесь согласен на все 120 процентов - наше "стихийное бедствие", с которым не очень-то понятно что вообще можно сделать. Разве что, как делают многие, скачивать из Интернет хорошие советские учебники, учить предмет по ним, а на уроках отвечать по сегодняшним. :)

Нет, это не цитата
И слава Богу. :)

это мой вариант эссе на тему параграфов из учебника физики.
Вы смысле, не прямая цитата, а комбинация из нескольких цитат? :)

Дело в том, что самое сильное желание учиться проявляют дети от полутора и до десяти лет. Но наши детсады и начальная школа на корню убивает это стремление, этот порыв "хочу все знать", и бесконечные "почему".
Теперь кажется понял, о чем вы говорите. До сих пор полагал, что речь идет о классическом "Выучили и освоили тему? Годика через два-три будьте готовы делать это заново". :)
Что-то похожее мне попадалось в заметке о том, как устроено образование в Штатах. Только не помню уже о чем там шла речь - о школах или об университетах. Школьник/студент там не столько ходит на занятия., отвечает на семинарах и т.д., сколько выбирает тему для обучения, с помощью преподавателя подбирает материал, который ему надо освоить, периодически приходит к преподавателю, чтобы задавать вопросы и разбираться с непонятностями.
В общем не столько его учат, сколько он сам учится.

2019-09-29 в 12:02 

Tressa_de_Foks
Дело в том, что самое сильное желание учиться проявляют дети от полутора и до десяти лет. Но наши детсады и начальная школа на корню убивает это стремление, этот порыв "хочу все знать", и бесконечные "почему".
Хм, похоже мне в жизни изрядно повезло - у меня что-то похожее еще до сих пор осталось. Недаром я про себя посмеиваюсь - кошка любопытная. :) Да и у вас, подозреваю, тоже что-то похожее.

2019-09-29 в 12:26 

Laangry, Делают это уже не столько школьные учителя, сколько преподаватели-специалисты - в хорошем варианте люди с опытом работы по данной специальности, умеющие этот опыт пополнять.
Я же говорю, у меня своя специфика. Предприятия создают в школах профессиональные классы, в которых преподают сотрудники упомянутых предприятий и техникумов, а то и вузов, если, например, классы медицинские.

Профобучение требует толковых специалистов-преподавателей, хорошо укомплектованное учебное оборудование (причем систематически обновляемое). А в идеале еще и постоянный контакт с производством, которому нужна данная специальность. Опять же надо, чтобы ученикам все это было нужно и интересно. Чтобы они не просто ходили на уроки по профессии такой-то, писали по ней контрольные и сдавали экзамены, а собирались по ней работать.
Вот о чем и речь. Есть преподаватели-профессионалы, оборудование - на предприятии, практические занятия проходят там. А, чтобы ученикам это было нужно и интересно, подготовка начинается, вы не поверите, с детского сада. Серьезно. Те же газовики, нефтяники, строители, МЧС-вцы, начинают учить детишек азам профессии еще в детских садах. Медики, правда, до такого еще не додумались. :)

Разве что, как делают многие, скачивать из Интернет хорошие советские учебники, учить предмет по ним, а на уроках отвечать по сегодняшним.
Мама так и преподаёт. Какое-то количество учебников у нас есть в бумаге, а что-то я ей скачиваю из интернета.

Вы смысле, не прямая цитата, а комбинация из нескольких цитат?
Не-не. Это предел того, что я могу представить, когда слышу словосочетание: "эссе по такому-то параграфу учебника физики". :)

Школьник/студент там не столько ходит на занятия., отвечает на семинарах и т.д., сколько выбирает тему для обучения, с помощью преподавателя подбирает материал, который ему надо освоить, периодически приходит к преподавателю, чтобы задавать вопросы и разбираться с непонятностями.
Да, это западная система, она действует в США и, возможно, в Европе и Англии. Всё зависит от самостоятельности ученика и его желания учиться. Но даже там это желание никто не стимулирует. Хочешь - делаешь, не хочешь - тянешь лямку и отсиживаешь на занятиях, без надежды продолжить обучение в колледже.

Да и у вас, подозреваю, тоже что-то похожее.
Писателю без любопытства вообще нельзя. :) Вся работа на нём строится.

URL
2019-09-29 в 13:19 

И зачем в школе "учить учиться", когда это больше для вузов работа.
Laangry, я позволю себе с вами не согласиться.
Насколько я знаю (мои знания теории педагогики достаточно отрывочны. Впрочем, как и практики), "умение учиться" - это, в том числе, умение ставить цели учебной деятельности (от простейшей - "выучить параграф" до сложной "а нах мне вообще в школу ходить"), умение эту самую деятельность организовывать (от "для выполнения домашнего задания взял все принадлежности" до "а теперь все заткнулись, Маша готовится к экзамену!" и далее), способность работать с источниками (в этом месте вспоминаем "любимых всех", уринотерапию и гомеопатию), способность критично относиться к информации и проверять её (часть работы с источниками). Также сюда включают необходимую степень развития памяти, внимания, восприятия.
Большую часть этих компетенций поздно развивать в процессе получения высшего образования. Ну то есть если человек ещё физиологически способен их развивать - не поздно (высшее образование, всё же, часто получают молодые люди), но процесс обучения становится существенно, существенно проблемнее - вместо осваивания сложного синтетического навыка абстрактный Вася с трудом учится удерживать внимание на предмете более 30 мин., вместо цитирования статей из рецензируемых научных журналов (тоже не 100% достоверность, между прочим) - цитирует вики. И вообще искренне считает, тот факт, что очередные таблетки рекламирует его любимый актёр (ну или там так написано) - доказательством их эффективности. Сейчас большая часть населения натурально наш абстрактный Вася. В результате имеем академии гомеопатии, целебную крещенскую воду и "лишнюю хромосому русского народа" вообще-то.
ИМХО, большую часть этих компетенций - составляющих "умение учиться" - стоит развивать не "школе" и "ВУЗу", а чуть ли не с рождения. Ну они как бы непостоянны и в течение всей жизни как улучшаются (если этим заниматься), так и ухудшаются (если ими не заниматься).

А. Я поняла. Нет, умение учиться - это не профориентация. Это систематическое развитие естественной обучаемости до... скажем так, приличествующего человеку разумному уровня. К профориентации не имеет практически никакого отношения, умение учиться пригодится в любой профессии и просто в жизни.
Умение учиться - это приблизительно такой же навык, как умение читать там, писать, знание элементарных курсов алгебры и геометрии.

2019-09-29 в 13:21 

:ps: эссе, в том числе по физике, предполагает размышление над каким-то вопросом. Полезно, вообще-то. Но для того, чтобы дети писали эссе хотя бы по литературе, нужно, чтобы у учителей мышление было дальше квадратно-гнездового "есть два мнения, моё и неправильное. Я считаю так, как написано в учебнике"

2019-09-29 в 13:34 

Навия, Полезно, вообще-то.
Если ВМЕСТЕ с решением задач, а не ВМЕСТО. :) А у нас - именно вместо.

URL
2019-09-29 в 13:40 

Навия, А. Я поняла. Нет, умение учиться - это не профориентация.
Ни в коем разе, конечно же! Их просто на педагогических конференциях сейчас объединяют в одну тему, потому что без умения учиться современный человек уже не может быть квалифицированным специалистом. Все очень быстро развивается и меняется. Нельзя выучиться работать с каким-либо оборудованием и следующие двадцать лет просто оттачивать эти навыки, нужно научиться осваивать любое оборудование в выбранной области, то есть, и станки с ЧПУ, и роботов-андроидов, и мобильные системы настройки станков и роботов, и еще всякое, что пока не придумали, но послезавтра придумают, и поэтому сегодня уже надо воображать, что ж такое могут придумать, чтобы выучиться и этому. :) Вот этот момент: "воображать, что же могут придумать", он и есть то, чему современных школьников хотели бы учить. :)

URL
2019-09-29 в 13:56 

Tressa_de_Foks, эм... О_о Вместо - это громкий ужас. Это же совершенно другой класс задания, потенциально - более сложный (в зависимости от темы)! :alles:
Tressa_de_Foks, ) Я не хожу на педагогические конференции - работа мешает! :angel2: Но объединения в одну секцию может быть оправдано ещё и тем, что это, по большому счёту, развитие навыка. Хотя, конечно, процесс его развития неизмеримо более сложный и комплексный, чем, например, обучения работе со станком. Ну так и навык полезней.

2019-09-29 в 14:21 

Навия, Ну так и навык полезней.
Конечно! Но у нас пока не придумали, как этому учить. Пока дошли только до мысли, что учить надо. :)

URL
2019-09-29 в 15:27 

Tressa_de_Foks, ИМХО, систематически можно учить элементам - тайм-менеджмент, работа с источниками, коррекция когнитивных искажений (у меня где-то валяется картинка с их перечнем, после которой у меня один вопрос: почему мы, собственно, в стены-то не врезаемся?). А остальное нужно развивать. На мой вкус, самые вредные школьные элементы - это "сочинение по критике в учебнике" (его только поверять просто) и "правильно потому, что я так сказал". Но хорошее обучение требует квалифицированных кадров с нормальной самооценкой... а это в отечественных школах, увы, далеко не всегда есть и долго остаётся.

2019-09-29 в 21:32 

Tressa_de_Foks
Предприятия создают в школах профессиональные классы, в которых преподают сотрудники упомянутых предприятий и техникумов, а то и вузов, если, например, классы медицинские.
Если это делают именно предприятия, которым нужны хорошие квалифицированные кадры, тогда все должно быть в порядке. Они ж в конечном итоге на себя работают, явных глупостей делать не будут. :)
Я-то полагал, что описанное вами - очередная минобразовская затея. К которым я обычно отношусь с изрядным скепсисом.

Но тогда как быть с этим
В школе человека готовят, например (на уроках профориентации), управлению агрегатами по оценке качества нефти, или, там, измерению количества сопутствующих продуктов в газотранспортных установках (у меня своя специфика, свои школы), а за те два года, которые его этому учили (с 9-го класса по 11-й) эти агрегаты безнадежно устарели.
Или предприятие (партнер школы) здесь вовремя заботится об обновлении учебного оборудования?

Ведь то, что вы предлагаете
Поэтому задача школы научить человека УЧИТЬСЯ управлять любыми устройствами в выбранной им профессиональной области.
IMHO не очень-то реально (в смысле, практической реализации).

А, чтобы ученикам это было нужно и интересно, подготовка начинается, вы не поверите, с детского сада.
Почему же, вполне поверю. :) Сделать детишкам интересные игрушки по теме профессии такой-то и они с удовольствием будут ими играться, а заодно и учиться.
Классика жанра, еще в советские времена про что-то подобное слышал.

Медики, правда, до такого еще не додумались.
Хм, может как раз хорошо, что не додумались. Как начнут в детсаде учить детей, например, хирургии... ой, мама. :)

Это предел того, что я могу представить, когда слышу словосочетание: "эссе по такому-то параграфу учебника физики".
В смысле, больше ваши фантазии, чем что-то реально прочитанное? Тогда можно спокойно вздохнуть.
А то, как представил себе этот текст одним из абзацев школьного учебника физики... спасайся кто куда может. :)

 [?]:
  
:
  
  

 

E-mail: info@diary.ru
Rambler's Top100